Вашингтон, 8 октября 2001 года. Вчера Соединенные Штаты Америки начали свою первую в 21-м веке войну. Лидеры обеих партий выразили твердую решимость покончить с угрозой терроризма, однако американский народ явно нервничает, опасаясь новых террористических актов у себя дома. Как и ожидалось, политики и широкая общественность Америки выразили сильную поддержку американским акциям, начать которые распорядился президент США Буш-младший (George W. Bush). Как и в прошлом, когда нападению подвергались важные американские объекты, призыв к силовым ответным действиям всякий раз бывал скорым и сильным. Так случилось, когда японцы напали на американские военно-морские и военно-воздушные силы в Перл-Харборе, в результате чего США вступили во вторую мировую войну. Так бывало и ранее, во время испано-американской войны, а также, когда артиллерийский обстрел Форт-Самтер спровоцировал гражданскую войну в Америке. Точно так было и вчера, когда в полдень по вашингтонскому времени начал осуществляться удар возмездия, обещанный президентом Бушем-младшим - и одобренный конгрессом США при всего одном голосе против - и ракеты и бомбы стали поражать цели в Афганистане.
Чем отличается ситуация на этот раз, так это тем, что кое-кто из законодателей и прочих лиц проявляет определенную нервозность при мысли о возможных новых террористических актах в этой стране. Заголовки в прессе в последние несколько дней были заполнены цитатами из выступлений членов конгресса США, которые присутствовали на брифингах представителей разведывательных служб и теперь предупреждали, что существует "100-процентная вероятность" новых нападений в отместку за военные операции против сил талибов. Это предупреждение, вместе с шоком от нападений 11 сентября на нью-йоркский Всемирный торговый центр (ВТЦ) и Пентагон (здание министерства обороны США в Вашингтоне - прим. пер.), в результате чего за один день погибло самое большое за всю историю Америки число гражданских лиц, заставило многих иначе, чем когда-либо в прошлом, в более личном плане задуматься о грозящей им опасности.
"Жители штата Нью-Мексико спрашивают, насколько безопасны расположенные на их территории две наши национальные лаборатории и три военные базы - и насколько они сами находятся в безопасности, - сказал сенатор Пит Доменичи (Pete V. Domenici), ветеран республиканских законодателей, представляющий этот штат. - Но, несмотря на то, что меня гложет беспокойство за то, что может с ними случиться, я думаю, поддержка действий президента будет практически единодушной".
Эта обусловленная, но не обязательно противоречивая реакция была очевидна в опросах общественного мнения накануне вчерашних авиационных ударов. Ряд опросов выяснил, что люди ожидают новых террористических нападений в пределах территории США, но поддерживают военные акции, которые, как вчера выразился министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld), перенесут сражение на территорию противника.
Решимость наказать Усаму бен Ладена (Osama bin Laden) и сеть террористов, которых обвиняют в нападениях 11 сентября, объединила страну и, по большей части, пригасила партийные разногласия, которые обусловили раскол общественного мнения во время прошлогодних президентских выборов и способствовали ряду острых дискуссий среди законодателей в конгрессе нынешнего состава, где ни одна из партий не имеет решающего перевеса.
Лидеры в конгрессе США, которых заранее оповестили о военных планах, в совместном заявлении о поддержке действий президента обещали "продолжать совместно работать над тем, чтобы сделать все необходимое для наказания террористов и тех, кто их укрывает".
Кое-кто в конгрессе высказывает предположение, что сейчас, когда американские вооруженные силы вступили в сражение, американская общественность станет проявлять еще меньше терпимости к обычной политике. Сенатор Ричард Дербин (Richard J. Durbin), демократ от штата Иллинойс, например, заявил: "Я думаю, на конгресс станут оказывать еще более сильное давление в пользу принятия обеими партиями согласованных решений". Готовность к сотрудничеству, особенно заметная в первые три недели после нападений террористов, на прошлой неделе стала убывать, когда республиканцы и демократы высказали разные точки зрения и предложили собственные рецепты повышения безопасности в аэропортах и экономического стимулирования. Г-н Доменичи заявил: "Меня не удивит, что эти разногласия будут разрешены скорее, чем в прошлом. Теперь самое большое внимание будет уделено поддержке наших вооруженных сил".
Однако согласие может даться непросто. Сенатор Кент Конрад (Kent Conrad), демократ от штата Северная Дакота, возглавляющий сенатский комитет по бюджету, в котором г-н Доменичи является старшим от Республиканской партии, пожаловался, что г-н Буш-младший расстроил обещавшие стать результативными переговоры о пакете стимулирующих мер, "сделав односторонние заявления", что помощь экономике следует в основном оказывать в форме снижения налогов. "Очень важно, чтобы он продолжал прислушиваться к нам, а не только обращаться к нам с призывами, если мы хотим работать вместе", - сказал г-н Конрад.
С другой стороны, сенатор Дон Никлс (Don Nickles), республиканец от штата Оклахома, являющийся заместителем лидера меньшинства, сказал, что "разочарован реакцией" демократов на предложения о том, чтобы законодательные предложения по расширению льгот по безработице, рассматривались отдельно от других мер, прямо влияющих на безопасность внутри страны. "Нам следует заняться делами, которые действительно не терпят отлагательства, - сказал он, - а затем уже решать другие вопросы повестки".
Сенатор Джон Маккейн (John McCain), республиканец от штата Аризона, который сейчас занимается вопросом безопасности аэропортов, сказал, что не ожидает большего согласия по причине начавшихся вчера военных действий. "Я думаю, демократы проводят четкую линию между национальной безопасностью и внутренними вопросами", - сказал он.
Как и можно было ожидать, влиятельные члены сенатского комитета по делам вооруженных сил высказали сильную поддержку действиям президента - и положительным оценкам общественного мнения. Председатель комитета Карл Левин (Carl M. Levin), демократ от штата Мичиган, и сенатор Джон Уорнер (John W. Warner), республиканец от штата Виржиния, являющийся влиятельным представителем меньшинства, были полны оптимизма. Г-н Уорнер заявил, "я много ездил по своему штату" в субботу и "обнаружил, все те же спокойствие и уверенность, которые я наблюдаю у президента и членов конгресса".
Г-н Левин сказал, что, когда он вчера проходил по детройтскому аэропорту, люди собирались вокруг телевизионных мониторов, следя за новостями. Присутствие в аэропорту национальных гвардейцев оказывало "успокоительный эффект", сказал он, "и люди казались полными решимости продолжать жить, как обычно. Я думаю, они понимают, что это важное начало долгого пути".
Другие, однако, говорят, что обнаружили значительно более высокие уровни озабоченности у себя дома. "Жизнь нормальная, - сказал сенатор Роберт Беннетт (Robert F. Bennett), республиканец от штата Юта, в телефонном интервью из города Солт-Лейк-Сити, - но все нервничают, особенно, когда вспоминают о том, что в феврале там начнутся Олимпийские игры. Они знают, какой привлекательной мишенью станут, когда там соберется весь мир. Я стараюсь успокоить людей, что безопасность будет обеспечена, что президент будет там со всей своей службой безопасности, и тогда где еще можно будет чувствовать себя в большей безопасности, чем там?"
Сенатор Джозеф Либерман (Robert F. Bennett), демократ от штата Коннектикут, сказал, что его штат, потерявший при обрушении ВТЦ 92 человека, считает ситуацию "неспокойной". В людях появился целый новый пласт ощущений, связанных с отсутствием безопасности, но большинство считает, что нам необходимо попытаться уничтожить врага, или он уничтожит нас".
Широко распространено ощущение неизбежности событий. Г-н Конрад заявил, что избиратели в его штате Северная Дакота "всегда неодобрительно относятся к участию вооруженных сил США в военных действиях на чужой территории, но понимают, что нынешние обстоятельства являются совершенно отличными. Договариваться с этими противниками невозможно - ведь они фанатики. Они делают такое, чего люди в моем штате не могут понять: превращают полный невинных мужчин, женщин и детей самолет в летающую бомбу. Это так ужасно, что народ в моем штате чувствует, что нам необходимо действовать".