По оценке специалистов, художественные произведения стоимостью более чем $100 млн. погибли под развалинами Всемирного торгового центра. В их числе скульптуры и рисунки Огюста Родэна (Auguste Rodin), гобелены Хаун Миро (Joan Miro) и произведения художника Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein).
Президент и исполнительный директор компании по страхованию художественных ценностей "Aксa", историк культуры по образованию Дитрих фон Франк (Dietrich von Frank), сказал, комментируя предварительную оценку ущерба от потерь художественных ценностей в $10 млн.: "Здесь пропущен по крайней мере один ноль".
Компания, которая специализируется на страховании художественных и коллекционных ценностей, уже отложила $20 млн. на возмещение материального ущерба, нанесенного трем корпоративным коллекциям, демонстрировавшимся в ВТЦ.
В ближайшее время будут обнародованы точные данные о тех произведениях искусства, которые находились в ВТЦ и прилегающих зданиях в день совершения терактов.
В офисах компании, торговавшей долговыми обязательствами, расположенной в ВТЦ находились бесценные скульптуры и рисунки Родена (Rodin). В бельэтаже второй башни с 1974 был выставлен для обозрения гобелен "Мировая торговля". Утрата этого гобелена воспринимается как значительная потеря по ряду причинам. "Это произведение искусства было специально создано для ВТЦ и являлось символом зданий, как и сами башни, которые также были символом", - говорит фон Франк (von Frank).
В список особо значимых потерь включают 25-футовую скульптуру работы Александра Калдера (Alexander Calder), находившуюся в ВТЦ с 1971 года; живопись Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), демонстрировавшаяся здесь с 1970 года; и красивейший барельеф из дерева Луизы Невелсон (Louise Nevelson), под названием Ворота в небо Нью-Йорка.
При этом 30-футовая скульптура Лихтенштейна под названием Современная Голова (Modern Head) была изуродована щебнем. Многочисленные владельцы уничтоженных художественных ценностей вряд ли смогут сполна компенсировать свои потери. Как обычно, собрание стоимостью в $10 млн. было застраховано в целях экономии только на $5 млн., так как никто не допускал возможности до сих пор, что можно потерять все.
Теперь потребуется время, чтобы страховые компании могли произвести точную оценку потерь. Тем более, что некоторые произведения искусства регулярно перемещались с места на место, в то время как ряд из них хранились в подвалах банка. Дэвид Скалли (David Scully), менеджер "Aксы" в Лондоне, сообщил, что Всемирный торговый центр вмещал в себя гораздо меньшее число произведений искусства чем другие здания, расположенные на Уолл Стрит. Дело в том, что проектом ВТЦ не было предусмотрено достаточное количество стен, где могли бы размещаться картины. Кроме того, офисы ВТЦ имели преимущественно функциональное назначение и были предназначены для работы брокерских фирм.
Скалли также рассказал, что такие американские корпорации как IBM и Reader's Digest приобрели в начале 50-ых годов большие художественные коллекции, а вот в последние десятилетия отчетливо прослеживается тенденция к продаже таких коллекций. "Указанные компании хорошо знали рынок и стали прислушиваться к мнению аналитиков, утверждающих, что художественные коллекции не увеличат их ценность для акционеров", - он сказал.