Терроризм нуждается в больших деньгах. Для подготовки и проведения террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне были необходимы значительные суммы. Логично, что поход против терроризма, объявленный после событий 11 сентября, не должен ограничиваться одними военными акциями. Речь идет о том, чтобы закрыть финансовые источники террористов, перекрыть нелегальные финансовые потоки и, тем самым, не дать преступникам заниматься своим ремеслом. В центре этой стратегии находится вопрос борьбы с отмыванием денег.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), международные финансовые потоки преступного происхождения составляют ежегодно до 1,5 триллионов долларов США. Это соответствует, например, стоимости всей экономической деятельности Испании. Деньги делаются на торговле наркотиками и оружием, на шантаже и разбое. Они ходят по всей планете, чтобы однажды предстать в чистом виде.
Уже не первый год крупные индустриальные государства с завидной регулярностью говорят о необходимости борьбы с отмыванием денег и ликвидации налоговых оазисов. Именно эти оазисы привлекают деньги, нажитые преступным путем, своими исключительно низкими процентными ставками налогов, отказом от любого декларирования или необходимости отчета, а также великодушной защитой коммерческой и банковской тайны. Однако до сих пор дело не идет дальше слов.
В частности, еще в 1989 году была создана организация "Financial Action Task Force On Money Laundering" (FATF), в которой должны были концентрироваться все инициативы на этот сет. Только в прошлом году был составлен "черный список" стран, которые отказываются сотрудничать в деле борьбы с отмыванием денег. Наряду с такими экзотическими территориями, как Каймановы острова или острова Кука, в нем значатся также государства, в том числе Израиль, Россия или Венгрия.
Пользы от опубликования черного списка пока мало. Прежде всего, США не делают секрета из того, что их собственная экономика имеет большую выгоду от наличия налоговых оазисов у своего побережья. Энергичные заявления президента Буша (Bush) о необходимости борьбы с терроризмом со всей возможной жесткостью не привели к изменениям в позиции США. Британское правительство тоже мало, что предпринимает против выгодного бизнеса, который ведется на островах, принадлежащих королевству. Однако без участия этих двух государств усилия Германии и Франции по борьбе с отмыванием денег на государственном уровне остаются неэффективными.
Финансовый вентиль терроризма можно перекрыть лишь тогда, когда всем крупным индустриальным государствам удастся связать все важные финансовые площадки и страны переходного периода в одном союзе. В отношении стран или территорий, которые не хотят сотрудничать в деле борьбы с отмыванием денег, должны быть применены жесткие санкции вплоть до разрыва всяких деловых отношений. Одновременно таким регионам следует оказать помощь в перестройке финансовой системы и в создании эффективного банковского контроля. Поскольку не всегда дело в отсутствии воли, часто не хватает знаний.
Принятый в конце прошедшей недели в Вашингтоне "План действий" по борьбе с финансовыми основами терроризма почти не отличается от прежних заявлений министров финансов. Шанс, наконец, перекрыть теперь общими усилиями финансовые источники терроризма, упущен. Прежде всего, не хватает одного: терроризм должен быть лишен питательной почвы, Этого можно достигнуть лишь путем оказания интенсивной помощи в развитии регионов мира, где процветают ненависть и насилие.