В тот день, когда обрушились башни-близнецы Всемирного торгового Центра, некоторые говорили, что ответная контратака будет предпринята в ближайшие часы. Однако этого не случилось. На самом деле, прошло полных двадцать шесть дней интенсивного международного давления и планирования перед тем, как Соединенные Штаты нанесли военный удар в ответ на ничем не спровоцированное массовое убийство тысяч людей в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября этого года. Вчера вечером, под прикрытием темноты, Америка наконец ответила, начав скоординированные атаки против как минимум трех крупнейших городов Афганистана и по другим объектам. Президент Буш (Bush) в обращении к американскому народу назвал эти удары акциями, тщательно направленными против организации Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) "Аль-Каида" и против режима афганского движения "Талибан", которое укрывает бен Ладена и его организацию.
С того самого момента, когда почти четыре недели назад террористы нанесли первые удары, было ясно, что соответствующий ответ на эти атаки скорее всего будет включать какие-либо военные действия со стороны Соединенных Штатов. Теперь этот момент наступил, и только у глупца не появится ощущение страха. Тони Блэр (Tony Blair) вчера вечером заявил, что для мира наступил очень серьезный момент. Не существует никаких сомнений, что вчерашние удары являются вторым этапом возможно самого опасного международного кризиса на протяжении многих человеческих жизней, самого опасного со времен Кубинского ракетного кризиса 1962 года. Давайте помолимся, чтобы он закончился так же мирно, как в конце концов закончился тот.
В такое серьезное время необходимо сказать с максимальной ясностью и безэмоциональностью, что Соединенные Штаты были уполномочены на нанесение военного ответного удара. Америка, пребывая в состоянии мирного времени, была жестоко атакована 11 сентября, таким атакам она не подвергалась никогда за свою историю. Хотя точная картина заговора, приведшего к гибели тысяч людей, еще полностью не раскрыта, нет никаких сомнений, что он был спланирован бен Ладеном и "Аль-Каидой", или что он был исполнен их агентами, под прикрытием режима "Талибан", предоставляющего им убежище. Получив возможность выдать бен Ладена и действовать против его сети, и даже испытав давление со стороны тех, кто был близок ему, включая Пакистан, режим Талибов отказался сделать это. Не стоит и говорить, что чудовищная несправедливость по отношению к Соединенным Штатам остается неустраненной.
Не стоит говорить и о том, что атаки против Америки могут повториться вновь, возможно в виде еще более ужасных ударов, направленных против жизни обычных людей, с применением химического, биологического или даже ядерного оружия. Великобритания, учитывая ее ведущую роль в осуществлении вчерашних бомбовых ударов, неизбежно станет вероятной мишенью. Те, кто говорят, что террористы предпочли бы убить 60 000 тысяч человек, а не 6 000, правы. Однако настоящие цифры вероятных потерь не имеют пределов. Все то время, пока в мире сохраняется эта угроза, этот уровень зла, военные действия против террористов могут быть оправданы, не в качестве акта правосудия, а в качестве акта законной самообороны, защиты наших народов от дальнейших атак и дальнейших потерь.
Другой вопрос - насколько благоразумно проведение таких акций. Мы надеемся, что благоразумно. Это будет зависеть от того, эффективно ли поразят военные удары предназначенные цели. При таком противнике, и при таких условиях местности не существует никаких гарантий. Это не является конфликтом в стиле компьютерных игр, позволяющим участвующей в ней стороне наблюдать за происходящим на экранах мониторов. Погибнут солдаты обоих сторон, включая, возможно, даже военнослужащих британских вооруженных сил, и совершенно не ясно, готово ли к такому повороту событий общественное мнение по обе стороны Атлантики, включая мнение мусульманского мира. К тому же, нельзя будет говорить о значимой военной победе до тех пор, пока не будут минимизированы и устранены неизбежно тяжелые последствия, которые наступят для и без этого пребывающего в тяжелом положении простого народа с приходом зимы.
В этом конфликте помощь так же важна, как и военные действия. Однако и эта помощь, и эти военные действия, как бы сложны они не были, не являются единственными задачами. Как особо подчеркнул вчера вечером г-н Блэр, в этой кампании должно быть три фронта: военный, гуманитарный и, не стоит об этом забывать, дипломатический. Теперь, когда военные действия начались, одновременно с ними необходимо с большим старанием, а не с меньшим, прилагать дипломатические усилия, в том числе и на Среднем Востоке, а также постоянно привлекать в полной мере Организацию Объединенных Наций.
Очень многие в мире относятся к этой кампании, мягко говоря, с большой долей скептицизма. На самом деле, многие к тому же опасаются, что цели этой кампании недостижимы. Тем не менее, если судить по словам г-на Буша, произнесенным им вчера вечером, он понимает все это гораздо лучше, чем считают некоторые его критики. В своей речи чаще, чем когда либо начиная с 11 сентября, он повторил, что военные действия будут нацелены на террористические базы и военную мощь движения "Талибан". С началом атак он также пообещал, что будут осуществлены выбросы продовольствия, медикаментов и другой помощи афганскому гражданскому населению. И г-н Буш, и г-н Блэр произнесли вчера вечером правильные слова. Однако слова являются самой легкой частью дела. Сейчас вооруженным силам США и их союзников предстоит обратить эти слова в действия. Ничто в мире не является более важным сейчас, чем их успех.