9 октября 2001 года. После звучавших в течение многих недель предупреждений о том, что военная кампания в Афганистане будет отличной от всего, что было прежде, она началась в привычной манере. Крылатые ракеты и бомбардировщики дальнего действия, многие из которых применяли высокоточные управляемые авиационные боеприпасы, нанесли удары по наземным целям. Как было в Багдаде в 1991 году и в Белграде в 1999 году, небо над Кабулом осветил огонь зенитной артиллерии, напрасно пытавшейся поразить невидимые американские самолеты.
Обыкновенно Соединенные Штаты стремятся с самого начала обеспечить себе господство в воздухе. Но на этом сходство нынешней военной операции с прежними и кончается. Как неоднократно подчеркивали американские официальные лица, начиная с министра обороны США Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld), в Афганистане очень мало стоящих целей для удара. А поэтому в первую ночь в налетах участвовало сравнительно небольшое число самолетов (не более 40). Но это значит также, что удары с воздуха, даже если бы они увенчались полным успехом, не могут играть решающей роли в данном конфликте. Кое-кто в Вашингтоне сомневается, стали бы вообще проводиться эти воздушные налеты, если бы не было нужды удовлетворить ожидания американской общественности. Тот факт, что в налете на Афганистан участвовали бомбардировщики В-52, действовавшие с авиабазы Уайтмен в штате Миссури, кажется, должен был усилить предназначенное для внутреннего употребления сообщение о том, что администрация США намерена всерьез подойти к делу.
Как и всякая воздушная кампания, нынешняя началась с устранения угрозы самолетам с земли. Были нанесены удары по радиолокационным станциям (РЛС) наведения истребительной авиации на военных аэродромах и РЛС управления воздушным движением в гражданских аэропортах. У талибов есть зенитные ракеты советского производства, и некоторые из них они применили против атаковавших их американских самолетов. У них есть также незначительное число истребителей типа "МиГ", хотя данных о том, что те поднимались на перехват американских самолетов, не поступало. Из примерно 30 объектов, подвергшихся бомбардировкам с американских и английских самолетов и ударам крылатых ракет в первую ночь воздушной кампании, 23 объекта находились в удаленных сельских районах. В их число входили военно-учебные лагеря, некоторые из которых были полностью разрушены сброшенными с самолетов В-52 неуправляемыми авиационными бомбами. Иначе говоря, в первую ночь воздушных бомбардировок была предпринята попытка подорвать возможности террористической организации "Аль-Каида" Усамы бен Ладена (Osama bin Laden).
Есть надежда, что после многодневных бомбежек террористы будут вынуждены изменить свое поведение, что может засечь разведка. Созданная группировка разведывательных искусственных спутников Земли (ИСЗ) и самолетов-разведчиков готова уловить малейшие передвижения или даже телефонный звонок. Г-н Рамсфельд признал, что у нынешней воздушной кампании есть и более широкая цель: "добывать разведывательную информацию в интересах облегчения будущих операций против "Аль-Каиды" и движения "Талибан".
Военные усилия, однако, являются всего лишь частью интегрированного наступления на многих фронтах, предпринятого Соединенными Штатами с целью искоренения международных террористических сетей. Господство в воздухе позволит решать задачи непосредственной авиационной поддержки наземных сил, в том числе войск специального назначения союзников и местных оппозиционных группировок, таких, как Северный альянс. Кроме того, господство в воздухе позволит оказывать гуманитарную помощь, сбрасывать листовки и проводить другие "психологические" операции.
Военная мощь - всего лишь один из инструментов, используемых президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) для уничтожения террористов. Специалисты заявляют, что ключом к успеху является тесное взаимодействие между правительственными ведомствами, а также между союзными правительствами - в силу чего необходимы постоянные дипломатические усилия по укреплению коалиции. Дипломатия будет играть важную роль в двух областях: во-первых, в создании внутри Афганистана условий, позволяющих избежать повторения обстоятельств, в которых сформировался феномен бен Ладена; во-вторых, в оборонных усилиях, чтобы крепить коалицию и не ослаблять давления на террористические сети.
Некоторые аналитики усматривают корни нынешнего кризиса в том, что США утратили интерес к Афганистану после того, как в 1989 году оттуда ушли советские войска. Повторение этой ошибки привело бы к усилению нестабильности в регионе, последствия которой скажутся во всем мире. Однако и чрезмерная вовлеченность США в дела Афганистана таит в себе многочисленные подводные камни. К примеру, открытое спонсорство Америки в отношении любого будущего правительства в Кабуле стало бы для него гибельным. Кроме того, еще в период своей президентской кампании г-н Буш-младший заявлял, что не поддерживает участия американских вооруженных сил в деле "строительства наций".
В придачу ко всему существует и некоторый конфликт между военными задачами и самым стабильным политическим исходом. Главный союзник США на земле в военной кампании - Северный альянс - не является идеальным для них следующим правящим режимом в Кабуле. Этот альянс представляет этнические группы, которые доминируют в северных районах Афганистана, но не отражает интересов пуштунов, самой крупной единичной этнической группы, которая сконцентрировалась на юге страны.
Президент частной научно-исследовательской и консалтинговой фирмы "Eurasia Group" Иан Бреммер (Ian Bremmer) заявляет, что с помощью союзников Северный альянс возьмет Кабул в течение нескольких недель, но при этом Кандагар останется в руках талибов - и лучшие силы правящего режима, равно как и силы бен Ладена будут сохранены.
Правительство, где будут доминировать представители Северного альянса, не устроит и Пакистан, являющийся вплоть до сегодняшнего дня главным иностранным спонсором движения "Талибан", исходя из достигнутого между пакистанцами и талибами взаимопонимания, что последние не станут оспаривать так называемую "линию Дюранда", границу между Пакистаном и Афганистаном, которую в 1893 году провел британский чиновник и которую ранее неоднократно оспаривали Кабул и другие желающие объединения живущих по обе стороны этой линии пуштунских племен. Вашингтон не может себе позволить оттолкнуть от себя Пакистан, страну, обладающую ядерным оружием. Позднее на этой неделе государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) отправится с визитом в Пакистан и в Индию, чтобы подкрепить дипломатические усилия США.
Харлан Ульман (Harlan Ullman), аналитик оборонных проблем Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, заявляет, что у сражения на территории Афганистана имеются два "форзаца": спор между Индией и Пакистаном из-за Кашмира и пакистано-израильские разногласия. В своем записанном на видеопленку обращении, которое было передано в эфир вчера, бен Ладен попытался связать свою борьбу с борьбой палестинцев за свое самоопределение, тем самым выдвинув на передний план и без того уже неизбежную увязку ближневосточного конфликта с войной Америки против терроризма. В этом плане Вашингтон прилагает усилия, чтобы не вознаграждать бен Ладена, делая уступки палестинцам, и в то же время не забывает о том, что поддержка американских антитеррористических усилий в арабском и мусульманском мире зависит от прогресса в деле мирного урегулирования ближневосточного конфликта. "Если только не оказывать поддержку "форзацам", удержать нынешнюю коалицию вместе будет очень трудно", - утверждает г-н Ульман.