Афганистан, 9 октября 2001 года. Ракетно-бомбовые удары США и Великобритании оказались не больше, чем должно быть ожидали правители Афганистана и их экстремистские протеже. Эти удары скорее всего были значительно менее сильными, чем намеревались спровоцировать те, кто стоит за зверствами 11 сентября. После всех этих разговоров о массированном ударе возмездия и новых способах боевых действий начальный этап прямой военной акции отказался предсказуемым по своей тактике и применяемым средствам, а также достаточно ограниченным по масштабам. Десятилетие назад целое семейство нового высокоточного оружия, примененного против Ирака в ходе авиационных ударов возглавляемой Соединенными Штатами коалиции, оказалось неожиданным и разрушительным. Но после этого конфликта все последующие акты возмездия со стороны США за единичные нападения на них, а также воздушные бомбардировки Сербии два года назад были уже чем-то привычным.
В первую ночь ударов по Афганистану крылатые ракеты и бомбы, доставленные бомбардировщиками дальнего действия, были нацелены всего примерно на 30 объектов. Это были аэродромы, военные объекты и лагеря, используемые как учебно-тренировочные базы для личной армии и террористической организации Усамы бен Ладена (Osama bin Laden). Около дюжины этих целей находилось в окрестностях Кабула и других крупных городов, но большинство располагалось в удаленных районах страны. Все в комментариях высших военных чинов США и Великобритании - "ждите новых ударов", "мы на этом не остановимся", "это только начало" - заставляет предположить, что характер ударов останется неизменным на протяжении еще нескольких ночей.
Сравнительно ограниченный масштаб ударов объясняется двумя причинами. Во-первых, это стремление избежать поражения густонаселенных районов, что является настолько же политическим, насколько и моральным императивом того, что уже стало устрашающим сражением за сердца и умы в мусульманском мире. Другая причина - простое отсутствие стоящих целей для удара. Тактика, насколько можно судить, заключается в том, чтобы проложить путь для действий авиации на малых высотах, что позволит более эффективно поражать малоразмерные цели и получать больше разведывательной информации об организации "Аль-Каида" и талибских силах, а также о результатах ударов по ним с воздуха. Совершенно очевидно, что при этом преследуется также цель попытаться помочь оппозиционным кабульскому режиму силам на севере и на западе страны захватить стратегические опорные пункты и перерезать пути снабжения талибских войск, отправленных в северные приграничные провинции Афганистана.
Отсюда можно предположить, что характер боевых действий останется неизменным на протяжении еще ряда дней: каждую ночь США при поддержке близких союзников будут атаковать аналогичные цели, а затем смотреть, что будет дальше. Далеко не ясно, насколько эта тактика позволит дестабилизировать режим талибов. В любом случае США сейчас, быть может, выжидают, когда можно будет задействовать наземные войска в больших количествах, чем те силы специального назначения, которые уже действуют внутри Афганистана. Наземным войскам, которых поддерживают вертолеты, нужна передовая база. А это означает либо выход за рамки соглашений, заключенных к настоящему времени с соседними Афганистану государствами, либо захват какой-нибудь авиабазы на территории Афганистана. Но пока что Соединенные Штаты имеют в данном регионе все, что им нужно - и даже больше - для того чтобы с помощью Великобритании и других вести куда более масштабную войну, чем та операция, которая ими проводится в данный момент.
Известная доктрина создания подавляющего превосходства в силах и средствах, которую приписывают нынешнему государственному секретарю США, генералу Колину Пауэллу (Colin Powell) (с тех времен, когда он еще являлся председателем комитета начальников штабов США), почти что пародируется в Афганистане. Очень редко бывали в прошлом подобные случаи столь сильного несоответствия военной мощи противников. Весь аппарат современной войны брошен против клики фанатиков, вооруженных разношерстным бывшим в употреблении оружием - танками советского производства, десятком самолетов-истребителей и ракетных систем, а также несколькими оставшимися от американских поставок переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК) "Stinger". У талибов нет крупных командных центров или узлов связи со сложным оборудованием, какие имелись в Ираке или в Сербии. Электростанции не были включены в перечень целей для удара, поскольку большинство афганцев сейчас в любом случае осталось без электричества. От инфраструктуры почти ничего не осталось.
Таким образом, в ближайшие несколько дней нам остается ответить на трудный вопрос: что будет предпринято Соединенными Штатами с тем, чтобы продемонстрировать миру, что столь давно ожидаемый удар возмездия является эффективным?