Вчера Россия подняла из арктических вод атомную подлодку "Курск", где она пролежала на дне год после взрыва.
На глубине 450 футов были проведены работы по освобождению субмарины из слоя ила толщиной 7 футов, после чего "Курск" подняли на поверхность Баренцева моря, установили на баржу, которая направилась по направлению к российскому порту.
Операция проводилась в рамках реализации обещания, которое президент Путин дал семьям 118 подводников, погибших на "Курске": поднять их останки со дня моря и захоронить их.
Нос судна, в котором по-прежнему находятся два ядерных реактора и несколько крылатых ракет, был распилен месяц назад и оставлен на дне полузахороненным в иле. Существовали опасения, что на первой стадии операции может произойти взрыв или непроизвольный выброс радиации, а также что нос субмарины может быть не полностью отделен от остальной части "Курска". Однако, постоянные замеры, которые вели специалисты Северного Флота России, показывали, что радиационный фон - в норме.
"Наша работа не была напрасной", - сказал вице-адмирал Михаил Моцак по поводу удачного окончания работ по подъему "Курска", которые вели совместно российские и западные подрядчики. Первоначально планировалось закончить работы к 15 сентября. "Все наши усилия на протяжении последних трех месяцев компенсированы сполна", - сказал Моцак.
Он поблагодарил голландских, британских и российских рабочих и раздал им медали и фотографии. Российское военно-морское ведомство на церемонии поминовения погибших на АПЛ "Курск" моряков спустило на воду венки. Атомная субмарина потерпела аварию в результате двух таинственных взрывов 12 августа прошлого года, причины которых до сих пор не установлены, после чего затонула.
Операция по подъему "Курска" стала приоритетом для президента Путина. Его популярность заметно пошатнулась, когда он не стал прерывать свой отпуск, узнав о случившейся трагедии. Позже Путин пообещал любой ценой поднять "Курск", чтобы передать родственникам тела погибших подводников земле.
Вчера работы по транспортировке "Курска" были временно приостановлены, когда возникли прежние проблемы с погодой, которые мешали подъему АПЛ на протяжении месяцев. Баржа начала буксировать субмарину по направлению к берегу, но, опасаясь арктического шторма, который может затормозить работы, команда баржи Гигант-4 приступила к буксировке "Курска" к доку на Кольском полуострове прежде, чем подлодка была закреплена по нижней стороне судна.
Позже были предприняты попытки прикрепить субмарину к люку под баржей на глубине12 - 30 футов и закрыть зияющее отверстие в ее корпусе сетью, чтобы предотвратить падения в море обломков АПЛ. Однако, работам мешала буря.
Если шторм не закончится до завтра, когда Гигант-4 по плану должен достигнуть пункта назначения - прибыть в закрытый порт Росляково - то баржа с грузом может проболтаться в море несколько дней, пока не стихнет ненастье.
Другая важная часть операции, которую предстоит выполнить комиссии, ведущей расследование аварии, - выяснить, что стало причиной взрыва "Курска". Представители следствия надеются, что на борту субмарины сохранились предметы, свидетельствующие о причинах трагедии.
В этом году также планируется провести работы по подъему самой опасной части "Курска" - носовой секции.
И уже в Росляково, за пределами базы Северного флота в Мурманске, крылатые ракеты с "Курска" будут обезврежены. После чего носовая часть будет отбуксирована на ближайшую верфь в Шезногорске, где будет утилизирована.