В полночь в воскресенье адмирал Козак (вице-адмирал Михаил Моцак - прим. ред.) три раза плюнул через левое плечо. "Я моряк, - объяснил он слегка смущенно, - а значит, не могу не уважать примет". Ян ван Сеймерен (Jan van Seimeren), президент компании "Маммут" ("Mammoeth"), не стал прибегать к заклинаниям, ограничившись сухим: "Начинаем". Две минуты спустя, с опозданием на 120 секунд от срока, намеченного программой, 26 подъемных устройств оторвали корму подводной лодки от дна Баренцева моря, где она пролежала, начиная с 12 августа 2000 года. После года и двух месяцев ожиданий, надежд и разочарований пришел час "Курска": самое рискованное и мрачное предприятие в море подошло к своему финалу.
До последнего часа оставались сомнения в возможности вытащить на поверхность обломки весом в 10 тысяч тонн с двумя ядерными реакторами и двадцатью ракетами внутри, погребенные на глубине 108 метров в одном из самых неспокойных морей мира. Многим казался безумием этот план, эта технологически беспрецедентная операция, проводящаяся под руководством российского ВМФ, год назад провалившего операцию по спасению "Курска", и голландской компании, в первый раз ведущей подводные работы. Необычному совместному предприятию мешала плохая погода и бесконечные технические проблемы. Настолько, что на прошлой неделе вице-премьер Илья Клебанов, ответственный за операцию, вне себя от раздражения заметил тем, кто утверждал, что "Курск" навсегда останется на дне моря: "Президент Путин приказал нам поднять подлодку на поверхность в 2001 году, и мы сделаем это, пусть даже и в ночь под Новый год". Потому что кроме реакторов, ракет и военных секретов в "Курске" находятся также и тела 106 моряков, которые Путин обещал вернуть семьям хотя бы мертвыми, после того как из-за недееспособности, недостатка средств и лжи своих генералов ему не удалось вернуть их живыми. Двенадцать из 118 членов экипажа, погибшие (кто мгновенно, кто после долгих часов агонии в ожидании так и не подоспевшей помощи) при взрыве, разрушившем судно, были подняты на поверхность для захоронения по христианским обычаям в ноябре прошлого года. Остальные могли быть подняты только вместе со своим стратегическим склепом. Чего бы это ни стоило.
Кремль не скупился на средства, задействовав внушительный агрегат, который должен был осуществить беспрецедентную операцию, что стоило 130 миллионов долларов. Работы по поднятию лодки, организованные Российским правительством совместно с голландской компанией "Маммут", длились 88 дней, что на 24 дня больше намеченного срока. Сначала была отделена сильно поврежденная носовая часть подлодки, затем водолазы проделали 26 отверстий в корпусе лодки, в которые были вставлены "стропы", связка из 1054 канатов из специального металла, прикрепленных к подъемным кранам, находящимся на борту платформы "Гигант-4".
Но в то, что операция удастся, не верили на самом деле даже люди, призванные спасти честь президента. Когда в 3.55 по Московскому времени краны заработали в полную мощность, и подводная лодка рывком оторвалась от грунта и замерла на расстоянии 4 метра, у людей на командном мостике блестели глаза. "Мне не удалось сдержать слез", - признался Игорь Спасский, конструктор "Курска", - "все прошло хорошо". Контр-адмирал Геннадий Верич, начальник управления поисковой и аварийно-спасательной службы ВМФ России, тоже взволнован: "Для меня это была ночь, в которую разрешились все сомнения, ночь надежд, в память о тех, кто отдал свою жизнь за флот и за родину".
Заклинания адмирала Козака (вице-адмирала Моцака - прим.ред.) действовали и в момент наивысшего напряжения, когда опасались, что первый отсек, отрезанный ранее подводной пилой, не полностью отделен. Но водолазы заверили, что разрез был завершен полностью, и что они закрыли образовавшееся отверстие капроновой сеткой, чтобы препятствовать потере содержимого судна. "Обезглавленный" "Курск" продолжал осторожно подниматься со скоростью примерно 10 метров в час. Все прошло настолько гладко, что около 11 часов утра, получив известия о грядущем ухудшении погоды (до тех пор необычно ясной), руководители операции отважились на новый этап операции и решили не ждать, пока подлодка полностью поднимется, чтобы закрепить ее к днищу "Гигант-4". Два корабля, "Атрек" и "Смит", начали буксировать платформу, в то время как подлодка, находящаяся в то время еще на глубине 40 метров, продолжала медленно подниматься.
В 19.47 начался последний этап операции: "Курск", уже удалившийся на расстояние 10 миль от места катастрофы, был прикреплен к платформе, в специальное "седло", где было сделано углубление, в которое входит "раздутая" палуба субмарины. В следующие 36 часов "Гигант-4" медленно, со скоростью 4 километра в час, проследует по направлению к докам в Росляково, на расстоянии 120 миль. Это еще один тревожный момент: док находится на незначительном расстоянии от Мурманска, и в случае инцидентов опасаются утечки радиоактивности. Замеры, произведенные русскими и норвежцами, в настоящее время свидетельствуют об отсутствии такой опасности, но демонтаж реактора внушает опасение, и в школах Мурманска уже было проведено обучение детей, призванное научить их правильно вести себя в случае ядерной катастрофы.
В Росляково произойдет вскрытие субмарины-саркофага: медики извлекут останки моряков, чтобы попытаться идентифицировать их и передать семьям. А следователи попытаются понять причины трагедии. Спустя год превалирующей остается версия взрыва неисправной торпеды, что повлекло за собой детонацию других боеприпасов. Разрушилась носовая часть, и "Курск" пошел на дно. Но возможно, что правда никогда не будет раскрыта. Носовая часть подлодки осталась на глубине 108 метров, рядом с мраморной могильной плитой, воздвигнутой вчера водолазами в память о тех моряках, которые погибли от взрыва и не смогут, пусть даже и в гробу, вернуться к своим семьям.