Москва, 10 октября 2001 года. Вчера, после успешного завершения операции по подъему из глубины холодных арктических вод, началась буксировка останков атомной подводной лодки "Курск" в порт назначения, что благоприятно отразилось на моральном состоянии нации и усилило популярность российского президента Владимира Путина. "Была проделана труднейшая работа", - заявил, покидая северный портовый город Мурманск, торжествующий заместитель премьер-министра России Илья Клебанов, который осуществлял общий контроль за операцией по подъему подводной лодки. При этом он отметил, что никакой опасности от атомных реакторов на борту корабля нет.
Плохие погодные условия и технические сложности преследовали продолжавшуюся три месяца операцию, которую планировалось завершить 15 сентября. В конце концов в понедельник спасатели, используя 26 гигантских 22-тонных стальных кабелей, подняли "Курск" с глубины 370 футов (112,77 м) почти что до самой поверхности моря. Подводная лодка длиной 450 футов (137,16 м), плотно втиснутая в специальную выемку под днищем судоподъемной баржи "Giant-4", буксируется в сухой док в пределах Полярного круга. Судно обеспечения "Mayo" останется в точке производства работ до сегодняшнего дня, чтобы выбрать на борт оборудование, которое использовалось для подъема подводной лодки со дна моря. К концу недели "Курск" будет осмотрен и освобожден от боеприпасов и тел подводников, после чего подводную лодку утилизируют. "Мы работали слаженно, в атмосфере, где преобладало доверие", - сказал о своих российских коллегах Якоб Хоугдорп (Jacob Hogedorp), голландский капитан судна "Mayo".
Немногие смогли бы предсказать такой исход год назад. Когда 12 августа 2000 года "Курск" взорвался и затонул, в результате чего погибли все находившиеся на борту 118 человек, необъяснимая трагедия разбудила все постсоветские страхи России перед падением престижа Родины и унижением нации. Всему миру были продемонстрированы слабость Вооруженных Сил России и их склонность к (чрезмерной) секретности, а неспособность российского президента прервать свой отпуск и прибыть в Мурманск, чтобы взять на себя руководство ликвидацией последствий первого за период его президентства чрезвычайного происшествия, подверглась осуждению. Всеобщее возмущение стало для него уроком, который он принял близко к сердцу. Данное им позже обещание поднять "Курск" со дна океана и позволить родственникам погибших моряков предать земле их тела стало его первым важным шагом в битве за то, чтобы вернуть доверие к себе своего народа.
Россия сегодня более оптимистична, чем год назад. Ее экономика на подъеме и реформируется. Усилиями президента удается преодолевать даже местные трудности - включая сезонную нехватку отопительного топлива - в тех уголках страны, которые длительное время оставались без внимания (властей). Многие россияне, будучи ошарашенными темпами изменения обстановки в мире после событий 11 сентября и обеспокоенными возможностью разрастания войны в Афганистане и прилегающих к нему районах, тем не менее с энтузиазмом воспринимают дипломатический прорыв г-на Путина на Запад. Популярность президента среди россиян (согласно данным опросов общественного мнения - прим. пер.), упавшая на 10% после его фиаско с "Курском", снова устойчиво превышает 70%. И все же слезы облегчения на лицах спасателей в понедельник явились свидетельством не только напряженности, которую им пришлось испытать при подъеме подводной лодки, но также и гораздо более сильных эмоций, связанных с восстановлением российского самоуважения.
Успех этой операции казался почти невозможным. Два необъяснимых взрыва разорвали напичканную оружием носовую часть подводной лодки, оставив в корпусе зияющую дыру. На подводной лодке были два атомных реактора и около двух дюжин крылатых ракет. В прошлом бывали случаи подъема затонувших подводных лодок, но ни одна из них не была такой огромной, как "Курск" водоизмещением 18000 т. Пять атомных подводных лодок, из них две американские и три российские, остаются лежать на глубинах до 16000 футов (4877 м), поскольку их подъем сочли слишком дорогостоящим делом. Россия вела речь не только о важности доставания тел подводников, но также о необходимости избежать вреда для окружающей среды от двух атомных реакторов в сравнительно мелководном районе моря. На эту операцию, которую осуществили Северный флот России и взявшие подряд голландские фирмы "Smit International" и "Mammoet", было израсходовано около 44,5 млн. английских фунтов.
Родственники погибших моряков должны ожидать, пока им дадут разрешение опознать или похоронить своих близких, сказал полковник Андрей Майоров из военной прокуратуры. Сначала военные следователи, судебные медики и взрывотехники осмотрят, изучат и снимут с подводной лодки вооружение. В нынешней атмосфере большего взаимопонимания семьи погибших сумеют легче пережить эту последнюю задержку.