Пять стран, которые возникли в Средней Азии после краха Советского Союза десятилетие назад - Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан - неизвестны большинству американцев, однако их в срочном порядке обхаживают США в связи с антитеррористической кампанией, которую Америка проводит в граничащем с постсоветскими республиками Афганистане.
Еще месяц назад большинство вашингтонских чиновников старались избегать ведения каких-либо дел с этими странами, которые причислялись к числу государств, которые могли похвастать средоточием проблем: от случаев воинствующего исламизма до торговли наркотиками.
За исключением Пентагона, который давно осознал, что центрально-азиатские государства когда-нибудь смогут пригодиться в целях создания буфера безопасности. Американцы и в большинстве своем дипломаты считали центрально-азиатские республики опасным местом для пребывания и старались их избегать.
Вскоре после того, как страны центрально-азиатского региона обрели независимость, высокопоставленные чиновники министерства обороны направили в них своих представителей. Политика, при которой упор делался на военное сотрудничество, а не на содействие продвижению демократических ценностей принесла успех. При этом ни один из пяти лидеров центрально-азиатских стран - почти все они сформировались еще в советскую эпоху - не проявил особого интереса к идеалам Джефферсона.
Президенты пяти центрально-азиатских республик не похожи друг на друга: среди них есть и относительно мягкий автократ Аскар Акаев в Кыргызстане и жесткий диктатор Сапармурад Ниязов в Туркмении, центре одного из наиболее причудливых культов личности в мире.
Ниязов, мыслящий себя полубогом, будучи единовластным правителем выпустил монеты со своим изображением, которые по его приказу должны приниматься к оплате в любом месте и обмениваться в любом банке.
Эти лидеры - не лидеры нового типа. В течение столетий регион находился под властью колоритных эмиров и ханов. Здесь проживали художники и ученые, чьи экстраординарные достижения во времена средневековья продвинули Исламский мир далеко вперед по сравнению с тогда еще достаточно примитивной Европой. Здесь же были изобретены изощренные способы всевозможных пыток.
Средняя Азия располагает богатейшими культурным наследием и природными ресурсами, включая огромные запасы нефти и газа. Одновременно этот регион всегда был во власти правителей, чья жестокость по отношению к инакомыслящим, согласно мнению ряда специалистов, всегда подпитывала экстремизм, с которым сейчас пытаются здесь бороться.
"Если вы слишком жестки с людьми, ожидайте любых неожиданностей", - сказал один азиатский дипломат, который много лет проработал послом в Узбекистане, где, по информации правозащитников, тысячи мусульман были обвинены, несправедливо арестованы, замучены и убиты.
"Подавление здесь стало нормой, - говорит тот же дипломат, - эта практика была эффективной, когда поддерживалась сверху, как это было в советский период. Однако, теперь некоторые люди, подвергающиеся преследованиям и репрессиям, обращают свои взоры к Афганистану, ища спасения там".
За последние два года религиозные радикалы, очевидно не без поддержки из Афганистана, предприняли ряд вооруженных набегов на Узбекистан и Кыргызстан. Они объявили о своем намерении превратить эти страны в Исламские государства, смоделированные по подобию того режима, который талибы создали в Афганистане.
На базарах в Ферганской долине, центре торговли Средней Азии, продавцы торгуют кассетами с проповедями, в которых радикальные клерикалы призывают к восстанию, свержению нынешних лидеров и замене их приверженцами идей Талибана.
"Существует реальная опасность усиления в регионе исламского радикализма", - говорит Марта Брилл Олкотт (Martha Brill Olcott), ученая, которая большинство своих трудов посвятила среднеазиатскому региону. - Это угроза не ближайшего времени, но в долгосрочной перспективе это серьезная опасность".
"Лидеры республик стремятся уменьшить или предотвратить эту угрозу, они приветствовали бы помощь США в выполнении этой задачи. Но они не хотят принимать участия в операциях США таким образом, который противоречит устоям и традициям этих стран и может привести к дестабилизации их правительств".
Все пять Центральных Азиатских стран были по существу вынуждены стать независимыми, когда Советский Союз прекратил существование, и это при том, что они были неподготовлены к развитию такого сценария, не готовы для получения статуса государственности.
В течение 1990-ых годов, лидеры всех пяти государств заигрывали с Соединенными Штатами и Россией втайне друг от друга. Теперь Вашингтон и Москва имеют хорошие шансы на сближение позиций в борьбе против режима Талибан, поскольку они заинтересованы в странах Средней Азии.
Три из пяти Центральных Азиатских стран непосредственно граничат с Афганистаном.
Подразделения ВС Соединенных Штатов были направлены в Узбекистан частично в связи с тем, что это единственная республика, где круглый год есть возможность по хорошим дорогам выйти к границе.
Менее вероятно получение помощи от Туркмении, потому что президент Ниязов слишком опасается иностранного влияния. Третья страна, граничащая с Афганистаном, самая дикая и наиболее беззаконная, - Таджикистан.
Афгано-таджикская граница длинная и плохо охраняемая, однако большую часть года здесь непроходимые дороги. Таджикистан также крайне нестабильная страна, раздираемая гражданской войной и противостоянием с правительством, которое управляет только ее частью. Остальная часть управляется кланами и боевиками. Некоторые из них правят в своих вотчинах самостоятельно, там процветает торговля наркотиками и оружием.
Центрально-азиатские республики провели большую часть 19-ого столетия в войнах, их отряды отражали вторжения российских и британских вооруженных сил. После того, как эти страны были насильственно включены в состав Советского Союза, на протяжении еще многих лет в регионе велись партизанские бои против отрядов Красной Армии. Это происходило до тех пор, пока басмачи не потерпели поражение.
На сегодняшний день семейство и клан имеют в ряде областей среднеазиатского региона большее влияние, чем государство.
Такое положение вещей означает, что население не следует автоматически воле своих президентов и может выступать против сотрудничества с США.
Американские дипломаты отказались иметь дело с местными военачальниками, особенно с теми, чья власть опирается на получение прибыли от торговли героином, переправляемым через границу контрабандой. Однако при этом многие из их боятся, что в случае прихода к власти правительства типа режима Талибан лишит их нынешнего положения.
Таким образом, они могут быть заинтересованы в войне с Афганистаном, где так же сильно влияние старейшин родов, которые инстинктивно поддерживают того, кто сильнее, кто способен выиграть следующую войну.
Подобно своим коллегам в других регионах мира, центрально-азиатские лидеры задаются вопросом о сегодняшнем влиянии в мире Соединенных Штатов. Многие считают, что американцы сами виновны в сложившейся на данный момент ситуации. Они энергично открещивались от Афганистана после того, как афганские повстанцы, финансируемые Вашингтоном, успешно завершили военные действия против советских войск в конце 1980-ых годов. Похожей тактики они придерживались и в отношении Пакистана, обеспечивая оружием военизированные отряды исламских партизан.
Лидеры центрально-азиатских республик боятся, что Вашингтон точно так же повернется спиной к ним, достигнув желаемых целей или потерпев неудачу в очередной кампании.