Москва. 11 октября 2001 года. По утверждению известного московского аналитика военных проблем, российские солдаты и технические специалисты в камуфляжной форме, но без знаков различия тайно вошли в Афганистан и сейчас вместе с силами антиталибского Северного альянса ожидают приказа о наступлении на Кабул. "Две недели назад┘ Россия фактически вступила в войну на иностранной территории без одобрения парламента, как того требует Конституция", - написал Павел Фельгенгауэр в еженедельнике "Московские Новости". Г-н Фельгенгауэр, обыкновенно авторитетный комментатор, сказал, что численность личного состава дислоцированной в Таджикистане российской 201-й мотострелковой дивизии увеличена с 7500 до более чем 8000 человек. Ссылаясь на информированные источники в военных кругах, он сказал, что зенитные и артиллерийские части дивизии отправлены в Афганистан. Г-н Фельгенгауэр также процитировал Алексея Арбатова из Комитета Государственной Думы РФ по обороне, который якобы заявил, что российских технических специалистов отправляют в Афганистан вместе с последними партиями танков для Северного альянса. Он сказал, что г-н Арбатов обеспокоен тем, что атаки США против талибов могут продлиться недолго, и в результате эти российские военнослужащие останутся "один на один с новым противником".
Эта история противоречит любому публичному заявлению министра обороны России, сделанному с того момента, когда Россия впервые предложила Вашингтону свою помощь в борьбе с терроризмом. В понедельник Сергей Иванов, министр обороны, повторил, что российские войска никогда не будут снова воевать на территории Афганистана. Один из офицеров министерства обороны по связям с общественностью вчера опроверг сообщенные г-ном Фельгенгауэром сведения.
Однако два года назад российские войска неприятно удивили западных союзников, внезапно захватив аэропорт города Приштина во время операции НАТО в Косово в 1999 году. Не чувствовавшая себя в безопасности Москва хотела доказать, что ее армия способна действовать быстрее, чем армии запада. Сегодня Россия ближе к Западу, что делает менее вероятным ее соперничество с Вашингтоном из-за того, кто первым войдет в Кабул, и после имевшей катастрофические последствия десятилетней войны в Афганистане российские военные все еще страдают от "афганской аллергии". Российский президент Владимир Путин взял за правило успокаивать нервничающих соотечественников, что его поддержка международной акции против терроризма никогда не будет означать отправку россиян умирать в пыльных южных горах.
Москва уже открыто пообещала предоставить военную технику Северному Альянсу. Однако г-н Фельгенгауэр заявил, что Москва нарушила свое публичное обещание, направив в регион небольшое количество военнослужащих на помощь Альянсу.
Если движение "Талибан" проведет сейчас контратаки, сказал г-н Фельгенгауэр, бойцы Альянса смогут легко испариться в горах, в то время как русские неминуемо попадут в плен.
Так случалось во время плохо подготовленной российской военной операции в 1994 году, которая разожгла войну в Чечне. Российские танкисты, которых секретно направили на помощь промосковским чеченским сепаратистам, попали в руки врага. Москва сразу же стала отрицать свою причастность к провальной операции, и заявила, что российские пленные были наемниками.
"Если наши специалисты будут взяты в плен в Афганистане, назовет ли Москва их дезертирами и отречется от них, как это было в 1994 году, или же начнет переговоры о их выкупе?" - задает вопрос г-н Фельгенгауэр.