В среду российская подводная лодка "Курск" была доставлена к доку, таким образом был положен конец беспрецедентным работам по ее подъему. Одновременно это событие означает, что теперь необходимо будет решить две одинаково трудных задачи: демонтировать ядерные отсеки "Курска" и расследовать причины катастрофы, в результате которой год назад подлодка затонула.
"Курск" в среду был отбуксирован в северный российский порт "Росляково" голландскими спасателями при поддержке Северного Флота России.
Поврежденный корпус субмарины будет поднят в сухой док, этот процесс может растянуться на два дня.
В связи с тем, что АПЛ подняли и доставили в док, теперь основное внимание обращено к работам по демонтажу атомных реакторов Курска. "Опасность проведения этих работ очевидна, - сказал в среду бывший вице-адмирал Норвежского флота, Эйнар Скорген (Einar Skorgen), консультант компании DSND Subsea, которая первой прибыла на место аварии и исследовала его. - В доке, расположенном неподалеку от населенных пунктов, сейчас находятся два ядерных реактора и ракеты. Должны быть разработаны специальные методы работы с ними".
Представители Северного Флота в среду выступили с заявлением, в котором подчеркивалось, что ситуация с радиацией отслеживалась на протяжении всей операции. В нем говорится о том, что уровень радиации не представляет опасности, а тестовые проверки в ходе операции по подъему "Курска" не обнаружили никаких утечек радиации.
Однако некоторые эксперты обеспокоены тем, что широкая рекламная кампания, сопровождавшая международную часть операции по подъему "Курска", сменится завесой секретности, которая покроет "Курск" как только он будет помещен в сухой док.
"Я удовлетворен тем, что вплоть до нынешнего дня не произошло никаких утечек радиации, - заявил бывший глава Госатомнадзора РФ Владимир Кузнецов. - Все окончательно прояснится, когда к работам будут подключены кроме военных, гражданские люди".
"Курск" был когда-то гордостью ядерного военного флота России, и гибель АПЛ стала серьезной потерей для национальной безопасности России. Представитель Северного Флота в среду назвал идею продолжения ведения дальнейшего международного контроля за работами с "Курском" "абсурдной".
Однако президент Владимир Путин заинтересован, чтобы часть информации была доступна общественности. Неумелые попытки сохранить в тайне от людей события, когда "Курск" потерпел аварию и стал тонуть, обернулись для имиджа Кремля крупными неприятностями.
Путин в среду выступил со специальным заявлением по телевидению, в котором сказал, что к расследованию причин аварии должны в первую очередь подключиться следователи и судебные эксперты.
Еще в прошлом году он пообещал, что будут подняты на поверхность тела всех 118 жертв трагедии и установлены ее причины. Но, что это будет не так то просто сделать.
30 метровый нос субмарины был отрезан от 150 метрового корпуса "Курска" в ходе работ по подъему. В итоге на дне Баренцева моря оставлено важное свидетельство трагедии. "Все это случилось именно в носовой части, - говорит Скорген. - Если они еще не знают причин катастрофы, то найти разгадку можно именно в носовом отсеке".
Согласно одной из версий, причиной катастрофы называют взрыв в торпеды в боевом отсеке Курска. Российские официальные лица первоначально утверждали, что субмарина столкнулась с другим судном, но теперь следователи не исключают и других возможностей, включая механическую и человеческую ошибки. Игорь Дыгало, официальный представитель Северного Флота, сказал в среду, что оставшиеся на дне части Курска могут быть подняты на поверхность по окончании зимы.