Вашингтон, 12 октября 2001 года. Рано утром президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) предложил России одну из главных ролей в новом мировом порядке, который встает из пепла Всемирного торгового центра (ВТЦ), сделав в том числе намек, что Москва может получить доступ к противоракетной технологии Вашингтона. Г-н Буш-младший обещал продолжить работы над вызывающей серьезные разногласия в мире национальной системой противоракетной обороны (НПРО) США, бесполезность которой, по словам критиков, была доказана нападениями террористов на Америку 11 сентября.
Затронув вопрос (о НПРО - прим. пер.) впервые с момента событий 11 сентября, г-н Буш-младший сказал, что трагедия продемонстрировала еще отчетливей, чем когда-либо, почему следует истратить миллиарды долларов на разработку противоракетного щита для защиты от баллистических ракет так называемых "государств-изгоев". Он также заявил о своем намерении настаивать и дальше на отказе от "устаревшего и бесполезного" Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, который запрещает проводить те испытания (системы НПРО - прим. пер.), которые Вашингтон намерен провести. События 11 сентября показывают, что "злодеи" не остановятся перед применением оружия массового поражения (ОМП) на территории Соединенных Штатов Америки, если только оно окажется в их руках. "По крайней мере, наша страна должна иметь возможность сбивать их (баллистические ракеты - прим. пер.)", - сказал американский президент на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению в прайм-тайм.
Г-н Буш-младший заявил, что с нетерпением ожидает встречи с "моим другом, Владимиром Путиным" в этом месяце и что он продолжит доказывать ему необходимость заключения нового соглашения. "Я надеюсь, он поддержит нас в стремлении к новым стратегическим взаимоотношениям". Его высказывания стали первым свидетельством того, что в обмен на сотрудничество в охоте за Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden) Вашингтон готов строить отношения с Москвой на новой основе. Они также стали первым признаком того, что, как утверждают официальные лица в Вашингтоне, платой, запрошенной г-ном Путиным за российскую поддержку в битве против терроризма, является обмен современными (ракетными) технологиями.
Далее г-н Буш-младший сделал свое первое прямое предупреждение Саддаму Хуссейну (Saddam Hussein), назвав иракского лидера "очень злонамеренным человеком". Президент США сказал, что не станет колебаться в вопросе о конфронтации с Багдадом, если будет доказано, что он пригрел у себя террористов. "Мы очень внимательно следим за ним", - заявил он. Перспектива (вооруженного) противостояния с Ираком обеспокоила некоторых членов международной коалиции против терроризма, и представитель с Даунинг-стрит (резиденция английского правительства в Лондоне - прим. пер.) снова подчеркнул, что главным фокусом нынешней войны является Афганистан.
Но г-н Буш-младший ясно дал понять, что ведет борьбу "против тех, кто поддерживает и прикрывает их (террористов)" и, если потребуется, готов выступить против государств и правительств. На вопрос о том, как долго, по его предположениям, продлится эта война, г-н Буш-младший ответил: "Борьба на этом конкретном фронте будет длиться до тех пор, пока не будет свершен праведный суд над организацией "Аль-Каида", случится ли это завтра или через месяц, а может быть даже через год-другой".
Военная акция возмездия Америки будет прекращена, если движение "Талибан" выдаст Усаму бен Ладена. "Если вы схватите его и его людей сегодня, тогда я пересмотрю то, что мы сейчас делаем с вашей страной. У вас все еще остается шанс. Отдайте его нам, отдайте его вместе с его ближайшими пособниками и остальными бандитами". Пытаясь принизить значимость персоны бен Ладена в вопросе о более масштабной войне с терроризмом, г-н Буш-младший продолжал: "Что касается самого бен Ладена, мы заставим его пуститься в бега. В конце концов мы до него доберемся. Но успех или неудача (борьбы с терроризмом - прим. пер.) не определяются бен Ладеном. Он без своей организации - всего лишь рядовая персона. И поэтому мы медленно, но уверенно продолжаем искоренять эту его (террористическую) сеть. "Шаги, предпринимаемые моим правительством, послужат практическим руководством для будущих президентов и премьер-министров. Важно не сворачивать с взятого курса и передать этих людей в руки правосудия, чтобы показать другим пример, как надо вести войны 21-го века".
Американский президент подчеркнул также гуманитарные усилия, призванные помочь простым людям в Афганистане, которым этой зимой грозит голод, и призвал всех американских детей сделать вклад в специальный фонд помощи, которым распоряжается "Красный Крест". "Мы призываем каждого ребенка в Америке заработать или отдать по доллару, который будет использован для того, чтобы обеспечить продуктами питания и медицинской помощью афганских детей".
Затронув перспективы для Ближнего Востока, г-н Буш-младший снова изложил свое долгосрочное видение Палестинского государства - но только, если при этом будет гарантирована безопасность для Израиля. Он сказал, что границы такого государства следует определить на переговорах между двумя сторонами. Президент США похвалил лидера палестинцев Ясира Арафата (Yassir Arafat) за то, что тот стремится обуздать радикальные элементы в Палестинской автономии, и он чуть ли не извинялся, что не имеет возможности уделять больше времени процессу мирного урегулирования ближневосточной проблемы. "Мой рабочий стол несколько загроможден".
Президент Буш-младший также поведал, что виделся с вице-президентом США Ричардом Чейни (Richard Cheney) в первый раз с момента начала воздушных бомбардировок Афганистана. Г-н Чейни провел неделю в неназванном "безопасном месте", чтобы не подвергать опасности порядок наследования Овального кабинета (в Белом доме в Вашингтоне, где обычно работает американский президент - прим. пер.).Согласно сообщениям, г-н Чейни "командует" за сценой, однако его отсутствие вызвало некоторые вопросы о состоянии здоровья человека, который ранее страдал сердечной недостаточностью. Явно пытаясь приглушить подобные закулисные перешептывания, г-н Буш-младший сказал: "Мне было очень приятно с ним увидеться, Он выглядит великолепно".