Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЖИЛЬ КАПЕЛЬ: Бен Ладен пытается идентифицировать себя с пророком Магометом

╚Он ультрасовременен, он прекрасно понимает, как в современном мире работают отношения между людьми╩

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бен Ладен √ это великий манипулятор и посредник, который пытается дать мусульманскому миру фигуру нового порока Магомета, который покидает Мекку, чтобы вернуться туда с победой. Запись, показанная после начала бомбардировки Афганистана, говорит он, очень показательна для понимания значения ╚феномена Бен Ладен╩. ╚Оно все время напоминает об истории ислама, о начале ислама. Это имеет очень большое значение для мусульман, которые были воспитаны на сурах Корана. Это то, что практически не возможно понять извне

Жиль Капель (Gilles Kepel), 46-летний специалист по исламскому миру, защитивший докторскую диссертацию на эту тему в парижском Институте Политических Исследований, автор, среди многих других, книги Джихад. Распространение и закат исламизма (Peninsula, 2001), считает, что Усама Бен Ладен - это великий манипулятор и посредник, который пытается дать мусульманскому миру фигуру нового порока Магомета, который покидает Мекку, чтобы вернуться туда с победой. Запись, показанная после начала бомбардировки Афганистана, говорит он, очень показательна для понимания значения "феномена Бен Ладен". "Оно все время напоминает об истории ислама, о начале ислама. Это имеет очень большое значение для мусульман, которые были воспитаны на сурах Корана. Это то, что практически не возможно понять извне. И, к тому же, он ультрасовременен, он прекрасно понимает, как в современном мире работают отношения между людьми.

Вопрос. Что пытается передать Бен Ладен?

Ответ. С каждым разом все больше Усама Бен Ладен пытается выстроить идентификацию своей фигуры с фигурой исламского пророка Магомета. Пророк бежал из Мекки в 622 году, преследуемый своими врагами, и укрылся в Медине. Восемь лет спустя, в 630 году, он вернулся победителем в Мекку. Феномен Бен Ладена конструируется на имитации того, что стало жестом пророка. Он также покинул Мекку, то есть в этом случае Саудовскую Аравию, которую он определяет как безбожную страну, и поселился в Судане, а с1996 года - в Афганистане. На самом деле, многие современные исламские движения пытаются имитировать эту модель. В Египте, в конце семидесятых годов, была группа, которой руководил человек до сих пор пользующийся большим влиянием среди радикально настроенных исламистов, Шукре Мустафа (Chukre Mustafa), который предсказывал, сто необходимо покинуть египетское общество, чтобы затем возродить его с нуля. Бен Ладен действует подобным же образом. На изображениях, распространяемых панарабским каналом Ал Джасира, он появляется верхом на своем коне, улыбающийся, именно таким самые простые мусульмане представляют себе пророка. Все сделано для того, чтобы сработала бессознательная идентификация с пророком. В самом начале ислама пророк победил вероотступников-предателей; это были те жители Мекки, которые сказали, что они будут с ним, а затем обратились против пророка. Когда он сегодня говорит о вероотступниках, он хочет сказать о руководителях Саудовской Аравии, которые на словах пытаются быть смиренными мусульманами, а на деле - они приспешники американцев. Можно провести еще одну параллель: во времена первых халифов, мусульмане разрушили две крупнейшие империи той эпохи. Точно так же, как советскую империю разрушил джихад (священная война), теперь пришла очередь империи американской.

В. Другой новый момент - это то, что в первый раз вперед была выдвинута проблема Палестины и Ирака, между тем как раньше это не было главной темой для Бен Ладена.

О. Нападения очень хорошо сыграли на руку конъюнктуре, в которой заметны сильные антиамериканские настроения, которые являются следствием как бомбардировки Ирана и эмбарго, так и Интифада и того, что Джордж Буш отстранился от ситуации на Ближнем Востоке. Это означает, что послание Бен Ладена будет услышано многими мусульманами, а не только радикальными экстремистами. Очень важно осознать силу этого движения, заключенного в самом себе, выстроенного в учебных лагерях вблизи Пешавара. Нужно отдавать себе отчет в том, что эти люди пережили очень много и они совершенные фанатики, до такой степени, что организация смогла оставить их на Западе, где они прожили три-четыре года, употребляя алкогольные напитки, танцуя с женщинами, но при этом не потеряли своего фанатизма. Запад не понял, здесь решили, что достаточно одного рынка, чтобы интегрировать ту часть населения, которую составляют эмигранты, не утруждая себя заботой о других ценностях. Проблема заключается в том, что это скрытое движение позволяет совершать крупные операции, но их слабость - это отсутствие социальной базы, которая позволила бы им трансформировать террористические акты в захват власти. В определенном смысле, это можно сравнить с раздроблением Красной Армии в Германии или Красными Бригадами в Италии. В эпоху, когда коммунизм находился в полном упадке, появлялись интеллектуалы, многие из хороших семей, которые хотели при помощи терроризма, заменить бездействующую массу и убрать противника, ударив его по лицу, думая, что массы пойдут за ними. Но массы безмолвствовали. С организациями, подобными Аль Каэда происходит то же самое, поэтому они хотят заменить ее, подливая масла в огонь эмоций, порожденных телевизионными изображениями.

В. До кого может дойти и быть принятым его послание?

О. Для начала, в зоне конфликта. Демографический центр мусульманского мира - это Индийский полуостров и близлежащая территория, на которой живет приблизительно 350 миллионов мусульман. Численность арабов же не превышает 200 миллионов.

В. Существует ли эта возможность восстания масс?

О. Нет. Существует преувеличенный эффект первого плана манифестаций, но, на самом деле, движение, которое мы сейчас наблюдаем, очень незначительно. В случае с Пакистаном, вытащить студентов из медресе на улицу - это самое легкое. Вопрос заключается в том, смогут ли эти мусульмане преступить через свое обычное поражение и поднять массы, которые разрушат существующие правящие режимы. На протяжении всей войны в Персидском Заливе происходили огромные манифестации во всем мусульманском мире, которые, в конечном итоге, ни к чему не привели. Джордж Буш -старший использовал господствующее положение США для того, чтобы усадить израильтян и палестинцев за стол переговоров. Соединенные Штаты выстроили свою гегемонию и пожертвовали собой с точки зрения морали. Но поражение переговоров привело к огромным последствиям, которые сегодня питают ненависть к американцам. Хуже всего то, что Буш-сын, полностью отошел от переговоров, заявив, что они сами смогут разобраться со своими проблемами, это то же самое, что дать карт-бланш Ариэлю Шарону (Ariel Sharon), потому, что перевес сил очень велик, этим он разрушил моральную позицию США, как главенствующей державы. То есть теперь она воспринимается, как неспособная продемонстрировать свое господствующее положение, если она дает одному из двух государств раздавить другое. Большая слабость США в этом регионе заключается в том, что в глазах подавляющей части мусульманского общества они потеряли свое моральное значение. Но также верно и то, что между выражением своих антиамериканских настроений и решением пойти за Усамой Бен Ладаном - лежит глубокая пропасть. Что принесет Бен Ладан? Много слез и много страдания.

Верность пуштунских племен талибам, считает Капель, не гарантирована. Он убеждает, что они перестанут поддерживать их, как только решат, что это для них не выгодно. " Когда я был последний раз в Афганистане, два года тому назад, мне пришлось выезжать из страны наземным способом, улететь я не мог, у меня не было визы. Их мог выдавать лишь министр Иностранных Дел, но ему больше нравилось садиться на свой вездеход и отправляться сражаться, чем подписывать бумаги в своем министерстве. В Кабуле я нанял машину. Шофер разговаривал на персидском и, в буквальном смысле этого слова, был терроризован талибами. Он начинал дрожать при каждом появлении патруля. В Джелалабаде я пересел в другую машину, и шофер-пуштун смеялся надо всем и ставил пакистанскую музыку на полную громкость. Нас остановил патруль и попросил его открыть отделение для перчаток, чтобы проверить, не лежат ли у него там запрещенные записи. Он подчинился с широкой улыбкой на лице - там было пусто. Как только мы отъехали, он опустил защитный козырек на ветровом стекле и оттуда выпала куча пленок. Он ничуть не страшился талибов".