Разрешение конфликта между Абхазией и Грузией может благоприятно повлиять на обстановку во всем кавказском регионе, считает влиятельная английская газета "The Financial Times". Учитывая, что в регионе пересекаются интересы и России, и Запада, им обоим необходимо использовать представившийся шанс и начать сотрудничество в сфере урегулирования конфликта.
Сбитый в бывшей советской республике Грузия вертолет Организации Объединенных Наций служит громким напоминанием о том, что Афганистан не является единственным проблемным государством вблизи южных границ России. Случившийся на прошлой неделе инцидент предупреждает мир о том, что он игнорирует Кавказ как угрозу.
После распада Советского Союза Кавказу остались этнические конфликты, неустойчивые границы, коррупция и нищета. Чеченская война является одним из крупнейших драматических проявлений бедственного положения дел в регионе. Грузинский конфликт является другим проявлением.
Раскол страны по национальным линиям произошел во время гражданской войны 1992-93 годов, когда республика Абхазия де-факто объявила о своей независимости. Грузинская сторона обвиняет Россию в поддержке абхазцев. Она хочет, чтобы Москва вывела располагающиеся в Абхазии двухтысячные миротворческие силы и выполнила обещание покинуть спорную военную базу. Тем временем Москва утверждает, что Грузия предоставляет убежище боевикам из соседствующей с ней Чечни.
Последнее напряжение ситуации было вызвано боями на внутренней абхазско-грузинской границе между абхазскими солдатами и грузинскими боевиками, которым, возможно, помогали чеченцы. Именно в этом месте был сбит вертолет в то время, когда наблюдатели ООН выполняли свою миссию.
Москва описывает конфликт как часть глобальной войны против терроризма, в которой она с энтузиазмом присоединилась к США и НАТО. Однако она сама частично несет ответственность за этот конфликт. Она применила чрезмерную силу в Чечне. И она породила политические проблемы для Грузии и ее лидера Эдуарда Шеварднадзе, которого многие в Москве все еще винят за распад Советского Союза.
Грузия добилась значительной поддержки Запада, представляя себя маленьким отважным государством, стремящимся избежать объятий российского медведя. Однако Грузии сейчас было бы лучше приглушить свою риторику и сконцентрироваться на начале переговоров с Абхазией.
Приоритетом является предупреждение распространения насилия. Россия несомненно должна применять менее антигрузинский подход. Единственной возможностью может быть включение в абхазские миротворческие силы большего количества нероссийских войск - например, украинских - чтобы сделать их более приемлемыми для Грузии. Со временем, Грузия и Абхазия смогут обсудить их совместное будущее, в котором Абхазия, например, согласится на нечто меньшее, чем полная независимость взамен на обязательство невмешательства в ее дела.
Урегулирование ситуации в Грузии может улучшить политическую атмосферу и на остальном Кавказе. В то время как достижения мира в Чечне видится в далеком будущем, Азербайджан и Армения пытаются урегулировать их спор о Нагорном Карабахе, за который они ведут войну с середины 90-х годов.
Для Запада очень многое стоит на кону. Желая сражаться с угрозой терроризма, он также хочет сохранить Кавказ как маршрут для экспорта каспийской нефти и газа. Нынешняя напряженность в исламском мире делает более необходимой поиск других источников поставок.
До сих пор, попытки Запада выступить посредником в установлении мира в регионе рассматривались в России с большим подозрением. Москва, что понятно, недовольна значительным увеличением влияния Соединенных Штатов. Альянс против терроризма дает России и Западу новый шанс сотрудничать на Кавказе. Сейчас они должны его использовать.