Руководство всемирно известного аукциона "Кристи" (Christie) обнаружило, что практически за бесценок с молотка ушел шедевр стоимостью как минимум 700,000 фунтов стерлингов. Речь идет о виолончели, которая была продана всего за 32,000 фунтов стерлингов.
Эксперты дома "Кристи" в Нью-Йорке не смогли распознать шедевр XYIII-ого столетия, выполненный мастером Алессандро Гальяно (Alessandro Gagliano), чьи виолончели настолько редки, что только считанные из них сегодня можно увидеть на аукционных торгах. Стоимость этого шедевра порядка $1 млн.
Как сказал один коммерсант, видевший виолончель: "Я почувствовал бы себя уязвленным, если бы вдруг упустил что-то вроде этого, но все мы только люди".
Дом "Кристи" внес виолончель в каталог как инструмент, изготовленный неизвестным итальянским мастером, но консорциум британских и американских дилеров раскусил его истинную ценность и планировал совершить договорные торги, во время которых дилеры двух сторон не стали бы перебивать цену друг другу, тем самым, увеличивая ее. Это, кстати, не противоречит законам аукционных торгов в США.
По каталогу цена на виолончель составляла от $40,000 до $60,000 (27,000-41,000 фунтов стерлингов). В описании значилось, что это виолончель была создана в 1609 году неизвестным итальянским мастером школы Николо Амати (Nicolo Amati).
По имеющейся информации, она была собственностью Калифорнийского института, скорее всего Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, в котором представлено редчайшее собрание инструментов.
Ряд других дилеров заявили вчера о том, что думали, что цена инструмента просто осталась замеченной. Один из всемирно известных экспертов убежден, что это была "самая выдающаяся виолончель Алессандро Гальяно".
По словам одного из дилеров, "грубая ошибка такого масштаба" при оценке инструмента может служить основанием для подачи судебного иска бывшим владельцем. "Кристи" должен ему выплатить приблизительно $960,000. Это возмутительный факт. Это возмутительно".
Подобная оплошность особенно удивляет в связи с тем, что специализированный журнал Strad, за некоторое время до торгов опубликовал на своих страницах фотографию виолончели Гальяно, принадлежащей видному лондонскому музыканту, Питеру Виллисону (Peter Willison). Более того, один из осведомленных источников сообщил, что изображение виолончели украшало стену дома "Кристи" во время проведения торгов.
Дилеры предположили, что Керри Кин (Kerry Keane), руководитель отдела по продажам музыкальных инструментов в доме "Кристи", допустил такой промах скорее всего из-за большой загруженности, поскольку вынужден был разрываться между лондонским и нью-йоркским представительствами дома. При этом они отвергают какое-либо отношение инструмента к имени Амати, даже при том, что эта сфера деятельности - не из разряда точных наук, и Гальяно, возможно, учился у обоих: и у Амати, и у Страдивари (Stradivari). Один эксперт считает, что "контур инструмента выполнен в манере Гальяно: форма f-отверстий, звуковых отверстий, лак соответствует рецептам Гальяно, инкрустация в его манере" свидетельствуют об этом.
Гальяно (1640-1730 г.г.) был одним из выдающихся мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты. Он основал династию Гальяно, которая занималась созданием скрипок, работая в Неаполе в XYIII-XIX-ых столетиях. Немногое известно о его жизни, известно лишь, что он был вынужден оставить Неаполь после дуэли, затем долгое время скрывался в лесу, где развлекался, вырезая инструменты, напоминающие скрипки, из деревьев. Тогда он сделал несколько открытий по поводу акустических качеств различных типов древесины.
Гальяно утверждал, что был учеником Страдивари, но этому так и не было найдено подтверждения. Есть информация о том, что Кристофер Риюнинг (Christopher Reuning), один из дилеров американо-британского консорциума, предлагает виолончель для продажи. Вчера он отказался давать какие-либо комментарии по этому поводу.
Слухи о виолончели Гальяно и "Кристи" дошли до Виллисона. Он сказал, что никогда бы не расстался со своей собственной виолончелью, которую купил 20 лет назад у одного музыканта, и его очень устраивает исключительный тон приобретенного инструмента.
По словам Виллисона, у инструментов Гальяно есть одно преимущество перед инструментами Страдивари - они дешевле. При этом он добавил: "Я очень люблю работы Страдивари, но эта виолончель лучше, чем Страдивари".
Представительница "Кристи" сказала, что виолончель "каталогизировалась как инструмент "школы Амати", т.е. как работа ученика мастера, что не исключает авторство Алессандро Гальяно ". Она добавила: "Специфическая аттрибуция авторства Гальяно потребовала бы убедительных стилистических характеристик, идеально выверенных по первоисточникам, а такой возможности не было. Кроме того, инструмент состарился и претерпел сильную реставрацию".