Опасение последствий антитеррористической операции в Афганистане является новым стимулом к бегству русских, которые в течение 10 лет, прошедших после развала СССР, уже смирились с мыслью о том, что им придется остаться в бывших азиатских владениях Советского Союза. Обсуждаемый на этой неделе в Думе новый закон о получении гражданства Российской Федерации - другой стимул, который заставляет вернуться на историческую родину носителей языка и культуры бывшей колониальной державы, чувствующих себя еще более изолированными от своего азиатского окружения.
На прошлой неделе перед посольством Российской Федерации в Ташкенте собралась группа женщин, пытающихся выяснить, каким образом они могут эмигрировать. "Я врач и хотела остаться здесь, но из-за того, что происходит в Афганистане моя семья и я, посовещавшись, решили, что лучше для нас будет уехать", говорит Люба. "Мы обеспокоены будущим наших внуков, которым четыре и восемь лет. Мы будем уезжать постепенно. Мой муж, у которого есть родственники в России, поедет первым", - объясняет эта русская, дочь одной из активисток Комсомольской Организации, приехавшей в Узбекистан в тридцатых годах.
Женщины, столпившиеся напротив посольства, жалуются на бюрократическую волокиту, которая сопровождает получение российского гражданства, и обращают внимание на колючую проволоку, пропущенную поверх ограждения дипломатической миссии всего лишь несколько недель назад, как они нам объясняют. Для получения гражданства Российской Федерации, эти русские по происхождению, являющиеся сейчас узбекскими гражданами, должны пройти ряд этапов, начиная с многочисленных очередей желающих подать заявление.
На получение гражданства может уйти два года, рассказывает Александр, его прадед был офицером царской армии, служившим в Центральной Азии в конце 19-го века. Он также решился вернуться на родину предков, в страну, с которой он практически не знаком, и которой немного боится, "потому что европейцы большие индивидуалисты". "Но зарплаты здесь мизерные",- поясняет он. Ежемесячный доход, составляющий 50 долларов (приблизительно 9000 песет) считается роскошью, а пенсия в 16 долларов (2500 песет) - предел мечтания для многих. Люба, врач, получающая такую пенсию, говорит, что всю ее она тратит за два дня. Старушки, просящие милостыню на рынках, стараются смягчить сердца людей, произнося слова: " Сжальтесь над русской бабушкой!". Социальная ниша, занимаемая "русскими бабушками", не намного отличается от той, на которой находятся узбеки из провинции, нанимающиеся на любую работу за один доллар в день, на, так называемых, рынках рабов в Ташкенте.
Русскую женщину, мать двоих детей, беспокоит отсутствие перспектив у этой страны, которая становится все "более" восточной. Эта женщина работает на авиационном заводе в Ташкенте и получает зарплату с многомесячными задержками. "Я разрываюсь между перспективой оставить здесь своих родителей и необходимостью думать о будущем моих дочерей",- поясняет она. "Старшая работает в одном из банков и, несмотря на то, что она хороший специалист ее не повышают по службе, из-за того, что она русская. Младшая дочь очень хорошо говорит на узбекском языке, но ее дискриминируют, потому что она блондинка".
Сегодня русская диаспора насчитывает приблизительно один миллион человек, при общем населении Узбекистана 25 миллионов. За десять лет в Россию из бывших союзных республик эмигрировало 10 миллионов человек. Из них 30% выехали из Казахстана, около 16% из Таджикистана и 14% из Узбекистана, как сообщает газета Известия.
В отношении, так называемых соотечественников Россия придерживается неоднозначной политики: с одной стороны, она основывается на желании, чтобы русские продолжали являться определяющим фактором (на Украине и в странах Балтии, например), с другой стороны, - на опасениях значительных экономических затрат.
Официально Москва признает, что эмиграция смягчит демографическую катастрофу, которая сократила народонаселение страны до менее 150-ти миллионов человек, и на прошлой неделе президент Владимир Путин заверил, что рад возвращению соотечественников. "Я не верю в это", - говорит программистка, ожидающая своей очереди перед посольством России в Ташкенте. "Россия - это не Израиль, который ждет сынов своих с распростертыми объятиями,- убеждена она. - На ту сумму, которую я выручу от продажи своей квартиры здесь, там я смогу купить лишь собачью конуру", - мрачно шутит Люба.
Между тем, ситуация в Афганистане может внести свой вклад в определение направления политики Кремля. В России живет около пяти миллионов нелегальных эмигрантов, сообщил заместитель председателя думского Комитета по Международным Вопросам. Для контроля над скрытой эмиграцией России необходимо как можно скорее заменить советские паспорта - с ними до сих пор путешествует подавляющее большинство российских граждан - на паспорта российские.
Таким образом можно будет избежать скандалов, подобных тому, что произошел в Таджикистане, где до недавнего времени эмитировались советские паспорта, на их изготовление шла бумага Госзнака из старых запасов, которую должны были уничтожить.