Вчера Исламабад стал очередным примером того, какое переплетение интересов вызвали события 11 сентября. До этого дня Пакистан считался международным парией, обложенным тройным кольцом санкций со стороны США. Однако вчера, по завершении своего визита в Исламабад, американский государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) уже называл ранее объявленного вне закона военного диктатора Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) "смелым и мужественным" человеком. С ним США хотели бы и за рамками нынешней военной коалиции "установить долговечные отношения, которые в будущем предстоит пережить расцвет". Он, по словам государственного секретаря, будет выступать за списание долгов Пакистана. Судя по всему, единственно чего побаивается Вашингтон, так это возобновления поставок вооружений.
Однако совместная пресс-конференция по завершении переговоров стала доказательством того, что обретенная вновь теплота отношений имеет свою цену. Мушарраф признался, что он дал согласие на нанесение военных ударов по Афганистану вопреки воле своего народа, даже если опросы общественного мнения говорили в пользу его политики в условиях кризиса. Оппозиция, которая в понедельник напомнила о себе всеобщей забастовкой и демонстрациями в Карачи и Квиетте, вынудила Мушаррафа повторить свое настоятельное пожелание о сокращении сроков военной кампании. Однако он твердо поставил время ее окончание в зависимость от достижения поставленных военных целей.
Однако в центре переговоров в большей степени находились вопросы, связанные не с ходом военной кампании, а политической архитектурой Афганистана после ухода талибов, а также проблема Кашмира. Обе стороны были едины в том, что Афганистан, как это представляет Мушарраф, "должен получить правительство, пользующееся широкой поддержкой, включающее представителей всех этнических групп, проживающих в стране, правительство, которое уважительно относится к демографическим границам и которое может не опасаться вмешательства извне". В него должны войти бывший король Захир Шах (Zahir Schah), вожди племен, представители афганцев, находящихся в эмиграции, а также "люди из Северного альянса и умеренные талибы". Пауэлл принял этот список без возражений, в том числе, и что касается талибов. На один из острых вопросов он ответил, что для США речь идет об устранении существующего режима. Если в окружении этого режима есть люди, которые хотят принять участие в будущем восстановлении страны, он не может иметь ничего против. Предположение о том, что между США и Пакистаном ведется торг, почти близко к истине: Вашингтон соглашается с идеей включения в состав правительства бывших талибов, а Исламабад за это готов признать роль Северного альянса.
Однако внимание Пауэлла направлено также на восточного соседа Пакистана. Его визит в Индию предварял грохот канонады. В ночь на вторник индийские войска открыли огонь по пакистанским блиндажам в нейтральной полосе на границе перемирия в Южном Кашмире. Государственный секретарь летел в Дели, когда во второй половине дня в нескольких сотнях километров севернее началась артиллерийская дуэль. Наблюдатели в Дели едины в том, что Дели своей стрельбой после одиннадцатимесячной передышки хотел дать понять гостю из Вашингтона, что он думает о новом близком друге Америки.
Кашмир, без сомнения, будет главным в повестке дня визита Пауэлла в Дели. Прежде всего, он должен не допустить, чтобы этот конфликт ослабил единство антитеррористической коалиции. Убывая из Исламабада, он потребовал от обеих сторон возобновления диалога и одновременно подчеркнул, что это возможно при условии, если на этом не будет лежать печать терроризма. Он категорически исключил применение любой формы насилия в качестве средства для разрешения конфликта. США, сказал он, попытаются оказать в проведении диалога "самую широкую поддержку".
В преддверии визита Вашингтон уже запретил деятельность организации "Jaisch e-Mohammed", которая была ответственной за резню 1 октября, когда люди кончали жизнь самоубийством. Индия вряд ли удовлетворится этим и потребует от США выполнять обещание бороться повсюду с терроризмом во всех его формах. От Пауэлла потребуется изворотливость, чтобы убедить хозяев в том, что ставшие более тесными отношения США с Пакистаном это не индульгенция, дающая право на одобрение поддержки со стороны этой страны насилия "в борьбе за свободу" в Кашмире.