Граждане этого города ложной скромностью, собственно, не отличаются. Тем не менее, отдают должное своему мэру Кву Квангди (Xu Kuangdi) как самому скромному человеку этого года. "Я думаю, - сказал он, - я думаю, что Шанхай - самое безопасное место". Гость после этого согласно кивает головой, если ему удается добраться до своей комнаты, минуя полицейские заслоны на окраине города, полицейский кордон и детектор для обнаружения металлических предметов в вестибюле гостиницы. Мэр сказал еще кое- что: "Мы никогда не стремились, быть такими открытыми". После этого он закрывает свой город, посылая всех к выходу. В интересах своих гостей и авторитета Китая. Безопасен ли Шанхай? Город живет в условиях чрезвычайного положения.
Заботы связаны с Джорджем Бушем (George Bush), Владимиром Путиным и Биллом Гейтсом (Bill Gates) и всеми иными президентами, уважаемыми и всемогущими людьми, прибытие которых сегодня ожидается в Шанхае. Здесь встречаются руководители из стран азиатско-тихоокеанского региона, являющихся членами АПЕК. Неожиданно оказалось, что встреча с запланированным чаепитием в уютном местечке за милыми разговорами об экономике и групповым фотографированием участников саммита в заключение пребывания на мероприятии должна проходить под знаком борьбы с терроризмом и нанесения ответного удара. По вагонам второй линии подземки бежит юный разносчик газет, выкрикивая: "Самые свежие новости! Свежие новости! Начинается мировая война!" Люди улыбаются, они понимают, что за этим - в большей мере широко известная страсть шанхайцев к коммерции, чем реальная ситуация в мире, которая, якобы, так обострилась.
Впрочем, ситуация для шанхайцев выглядит действительно серьезной, поскольку старый город, который в темпе, захватывающем дух, высвобождается из старого кокона, хочет предстать перед миром в качестве визитной карточки Китая. Город - это центр, который сам знаменит своими небоскребами, рафинированной кухней, шикарными женщинами и самыми пронырливыми коммерсантами, жаль только, что многие из них будут в эти дни вдали от дома. Со вчерашнего дня все рабочие и служащие 15-миллионного города распоряжением правительства отправлены в отпуск. Вернуться на работу они могут только в понедельник и то, если разъедутся иностранные гости. Бухгалтер Ли Мей (Li Mei) и ее муж, например, отправились на неделю в спокойное местечко на Западное озеро: "Нервная обстановка, все эти проверки", - говорит Ли. Уже сейчас на улицах несут патрульную службу 10 000 полицейских и военнослужащих. В город не пропускаются иногородние автомобили, а вдоль участка улицы, по которому передвигаются президентские кавалькады, опечатаны все жилые дома и конторы. На китайских авиалиниях получено указание не продавать билеты гражданам двенадцати государств Среднего Востока. Таксистам приказано обращать особое внимание на "подозрительные предметы и арабов". Местные, внушающие подозрение люди, такие, как демократ Хан Лифа (Han Lifa) были отправлены в отпуск в сопровождении полицейских, рабочие-мигранты выставлены за пределы города. Подготовились власти и к возможным террористическим актам с применением штаммов сибирской язвы: для всей международной почты будет введен карантин, сообщает "China Daily", а "на случай взрыва в готовности находятся полицейские с собаками". Чем они, правда, будут заниматься.
А что же с высотными домами? Шанхайцы никогда не скрывали, как они, в эти дни, правда об этом вряд ли кто-нибудь отважится говорить, хотели перещеголять Нью-Йорк. Ничто не вызывает у них большей гордости, чем недавно взметнувшиеся вверх башни из стекла и металла, которые нигде не стоят так тесно и величественно, как в новом, с иголочки городском районе Пудонге - месте проведения саммита. Мэр Ху пытается успокаивать: Усама бен Ладен (Osama Bin Laden) все же ни разу не проронил ни единого злого слова по поводу шанхайских небоскребов. Очевидно, что больше всего в Шанхае боятся ударов, прежде всего, из-под земли. Наряду с улицами с сегодняшнего дня почти по всему центру города будет заблокирована вторая линия метро, а это половина всех городских линий. Власти закрыли находящийся под землей Музей насекомых, как и любимый туристами туннель для пешеходов, проходящий под рекой Хуанфу.
То, что полиция Китая всегда доводит дело до конца, это не ново. Ново лишь то, что на этот раз, и в этом можно не сомневаться, она заслужит большую похвалу из-за рубежа.
Бухгалтер Ли Мей будет наблюдать за этим из тихого Хангжоу. "Разве не комично", - говорит она, - к нам приезжает весь мир, а шанхайцы вынужены уезжать".