Предлагаю несколько советов, что стоит делать и чего не стоит, которые помогут реалистам, беспокоящихся о коалиции, оценить успех или неудачу президента Буша (Bush) на проходящем на этой неделе в Шанхае форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Не позвольте себя втянуть в ликования по поводу свободной торговли. Буш не оставит свой командный пост во время войны с терроризмом для того, чтобы спасти мир от экономического спада. Бесконечные разговоры об открытии рынков - это то, чего больше всего хочет глава Китая Цзян Цземинь (Jiang Zemin). Дипломатические легионы китайского лидера, построенные в неуклюжие шеренги, будут предлагать для обсуждения в ходе "Шанхайского раунда" переговоров огромное количество планов, однако эта поездка Буша нужна для того, чтобы лицом к лицу получить обещание об обмене разведывательной информацией о террористических группах, за которой последуют аресты и выдачи.
Сосредоточьтесь на главном вопросе новой эры: все нации должны выбрать свою сторону в войне с терроризмом. Мусульманская Индонезия, имеющая четвертое по численности население в мире, становится благодатной территорией для фанатизма. Бушу необходимо получить обещания от Японии, Филиппин, Австралии, Тайваня и Южной Кореи помочь Индонезии, а также страдающей от диктатуры Малайзии, бороться с "Аль-Каидой" и искоренить ее и ее подпольных сторонников.
Не позволяйте России и Китаю объединиться против нас на трехсторонней встрече, придерживайтесь только двусторонних. Цзян Цземинь желает использовать этот кризис, чтобы оправдать применение суровых мер к Тайваню, Тибету и мусульманам-уйгурам, а Владимир Путин видит шанс снова жестко подавить Чечню и лишить Грузию независимости. Буш должен четко придерживаться определенной позиции: не все местные автономии являются сепаратистскими, и не каждое сепаратистское движение является террористической организацией.
Используйте момент для продвижения идеи противоракетной обороны. Буш не показывает и признаков колебаний. В следующем месяце наступит время принятия решения, продолжать или отложить разработки, и этот срок совпадает с визитом его "друга" Путина на ранчо в Кроуфорде в Техасе. Сейчас самое время получить согласие Путина на то, чтобы принципы "новой структуры" взаимоотношений заменили устаревший Договор по ПРО, который оставил оба государства беззащитными. Поэтому оба президента могут проинструктировать своих помощников подготовить документы к подписанию на ноябрьском саммите в Кроуфорде.
Не платите за возможность построить космический противоракетный щит (или за разрешение наносить удары по силам движения "Талибан" с территории бывшего советского Узбекистана) предложением ввести неготовую Россию в ряды Всемирной Торговой Организации или НАТО. Нет необходимости платить услугой за услугу, когда все нации выиграют от всепланетной защиты от террористических ракет, несущих боеголовки с ядерной или бактериологической начинкой. Буш может предложить Путину для спасения лица провести консультации перед развертыванием противоракетного щита.
Достигнув предварительной договоренности с русскими по вопросам противоракетной обороны, следует провести двустороннюю встречу с Цзян Цземинем, чтобы уменьшить возражения его военных. Серьезность и очарование Буша вряд ли остановят неуклонное наращивание Китаем его ракетного потенциала, однако Цзян Цземинь, в преддверии скорого ухода со своего поста, может искать более приемлемые пути принятия усиленной недавними событиями решимости Америки создать противоракетную оборону. Попытка того стоит.
Не позволяйте, чтобы из-за наших новых теплых отношений с Пакистаном Китай стал продавать ракетные "ноу-хау" этой беспокойной ядерной стране. В ноябре 2000 года Китай согласился не передавать технологии производства межконтинентальных баллистических ракет своему давнему союзнику Пакистану. Затем он это сделал. Когда мы возразили, Китай не отреагировал на это, в ответ мы запретили американским компаниям запускать спутники на китайских ракетах. В Шанхае Цзян Цземинь попытается оправдать свою двуличность заявлениями, что теперь все мы хорошо относимся к пакистанскому диктатору. Буш не должен позволить себя так обвести.
Дайте Китаю ясно понять, что будущие отношения с Соединенными Штатами зависят от обмена разведывательной информацией, собранной его всемирной шпионской сетью. "Как вы понимаете, - подчеркивает едущий в Шанхай вместе с президентом Бушем высокопоставленный чиновник, - наши отношения с Китаем в разведывательной сфере не являются единственным, чего мы добились". И, хотя мы и продолжаем красть друг у друга секреты, необходимо, в тех случаях, когда интересы обоих государств совпадают, обмениваться сведениями об общем противнике.
И кроме всего сказанного: свобода мировой торговли, так всеми желанная, не может процветать без свободы от страха. Те, кто желает благополучно процветать, должен присоединиться к Америке в борьбе с фанатичными злодеями и укрывающими их государствами. Это то послание, которое Буш должен привезти в Шанхай.