18 октября 2001 года. Рутинные и в основном пустые разговоры на темы торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, запланированные для предстоящих длинных выходных дней в Шанхае, в свое время казались передышкой в насыщенной повестке президента США Буша-младшего (George W. Bush). Но внезапно встреча на высшем уровне на форуме поддержки свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе стала новой возможностью и приобрела критически важную роль для американской внешней политики. В Шанхае г-н Буш-младший расскажет в конкретных выражениях, как изменился его мир с 11 сентября. Президент США разъяснит лидерам Китая, России и других ключевых государств региона свою ближайшую стратегию в неожиданной и нежелательной войне в Центральной Азии, которую ему навязали ближневосточные террористы и их афганские покровители.
Г-н Буш-младший, вероятно, скажет во время двусторонних встреч Цзянь Цземиню (Jiang Zemin), Владимиру Путину и кое-кому еще, чтобы те ожидали продолжения преимущественно воздушной кампании в Афганистане в течение предстоящих нескольких недель. Ближайшей целью этой войны является, по словам одного высокопоставленного официального представителя США, "добиться, чтобы эта раковая опухоль не росла дальше, чтобы движение "Талибан" и террористическая организация "Аль-Каида" не создавали новых ячеек за пределами Афганистана" для будущих террористических операций. Но Буш-младший в Шанхае по необходимости также коротко разъяснит новые принципы определения глобальных приоритетов США, которые были коренным образом изменены в результате нападений террористов на Америку и продолжающейся военной ответной акции США и Великобритании в Афганистане.
До 11 сентября внешняя политика и политика в области безопасности г-на Буша-младшего не сумели отыскать центральную точку. Их различные компоненты - противоракетная оборона, новые стратегические отношения с Россией, расширение, насколько это возможно, вширь и вглубь торгового потенциала Америки, усиление внимания отношениям с Мексикой и с Западным полушарием - казалось, нередко больше соперничали, чем дополняли друг друга. Но 11 сентября вся политика Буша-младшего сосредоточилась на новом суровом центре.
Тот день резко ускорил поиски новых отношений с российским президентом Путиным, первым иностранным лидером, который прорвался к г-ну Бушу-младшему по телефону после воздушных таранов здания Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке и Пентагона (здание министерства обороны США в Вашингтоне - прим. пер.). "В американской стратегии отмечалась устойчивая тенденция к постепенному повороту в сторону России, которую нынешний кризис, кажется, подтвердил", - сказала мне вчера советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice). Насколько я понимаю, в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) считают, что этот российский выбор направлен на союз с Россией и ее интеграцию в западную систему; это не попытка заигрывания со стратегией третьего пути, в основе которой лежит партнерство с Китаем и другими, которые желают уменьшить американское влияние за рубежом. "В этой новой системе стратегических отношений Россия поторопилась попасть на борт корабля, чтобы участвовать в борьбе с терроризмом, - добавила г-жа Райс. Другие говорят мне, что в частных беседах г-н Буш-младший еще больше ценит и восхищается г-ном Путиным. Президент США отмечает, что вместо того, чтобы торговаться по поводу условий и сводить российскую помощь к минимуму, г-н Путин, опережая своих военных и дипломатов, смело бросился вперед, чтобы заявить, что в нынешнем кризисе Россия не станет препятствием для войны с глобальным терроризмом - или для других стратегических вопросов.
Это коренным образом меняет "уравнение силы" на встрече мировых лидеров в Шанхае. Выбор г-ном Путиным Запада - и подразумеваемая этим выбором надежда на достижение согласия между США и Россией, или, по меньшей мере, на перемирие в ближайшем будущем в вопросе о противоракетной обороне - уменьшают рычаги влияния Китая на глобальные проблемы, включая противоракетную оборону. Бушу-младшему в Шанхае нет необходимости ставить перед собой более высокие цели, чем чаепитие с г-ном Цзянем и выражение взаимных симпатий.
Г-н Буш-младший и его ближайшие помощники все еще пытаются выработать стратегию для Афганистана на период после завершения военного конфликта, которую международные контакты на шанхайской конференции могут помочь укрепить. На пресс-конференции на прошлой неделе г-н Буш-младший послал сигнал, что Соединенные Штаты хотят, чтобы Организация Объединенных Наций (ООН) и другие международные организации как можно скорее взяли на себя ответственность за переустройство и, быть может, за новый политический порядок в Афганистане.
"Мы не можем себе позволить повторить ошибку 1989 года", когда Советы убрались из Афганистана, а Соединенные Штаты в сущности бросили эту разрушенную страну на произвол судьбы, сказал один высокопоставленный официальный представитель США. "Но, учитывая ту роль, которую мы играем сейчас", ведя войну против Афганистана, "было бы неподходящим для американских войск стать составной частью миротворческих сил (в Афганистане - прим. пер.). И, в зависимости от обстоятельств, внешние силы обеспечения безопасности могут и не потребоваться".
Белый дом, кажется, готов к тому, чтобы позволить событиям на земле Афганистана развиваться своей чередой после того, как движение "Талибан" и "Аль-Каида" будут разгромлены или вытеснены. Г-н Буш-младший и г-жа Райс, очевидно, изучают доступные для США выборы свежим взглядом. Но вот государственный департамент США в этом кризисе цепляется за старомодное мышление, настаивая на необходимости защитить интересы Пакистана в афганской племенной политике и нарочито вознаграждая Пакистан экономической помощью за шаги, которые тот делает, исходя из собственных интересов. Попытки использовать нынешний кризис для того, чтобы отменить немногие остающиеся санкции, которые были наложены на Китай в 1989 году как следствие событий на площади Тяньанмынь, также следует признать неуместными.
Проводимая г-ном Бушем-младшим политика достаточно сильна, чтобы стоять на собственных ногах. Нет необходимости подпирать ее, как обычно, угодничеством.