Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
АНТОНИ СЕГУРА: Бен Ладен пытается вести c Бушем войну влияний

Интервью с профессором истории и специалистом по исламу Антони Сегурой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Антони Сегура, профессор кафедры современной истории и директор Центра международных исторических исследований, отличается от тех, кто наделяет выступление Усамы Бен Ладена, показанное после начала бомбардировок, некими сверх свойствами, потому что в его словах и позе он читает ╚безнадежность ситуации, попытку защититься╩

Антони Сегура (Antoni Segura), профессор кафедры современной истории и директор Центра международных исторических исследований, отличается от тех, кто наделяет выступление Усамы Бен Ладена (Osama Bin Laden), показанное после начала бомбардировок, некими сверх свойствами, потому что в его словах и позе он читает "безнадежность ситуации, попытку защититься". Сегура, которого любознательность исследователя, привела к работе над такими вопросами как кадастр (земельный налог), шелк или каталонская буржуазия, продолжал заниматься исламским миром, предметом, на котором он в основном специализируется, и опубликовал книгу "По ту сторону ислама. Политика и конфликты в современном мусульманском мире".

Вопрос. В противовес тезису Хантингтона (Huntington), полагающего, что мы направляемся к столкновению цивилизаций, Вы придерживаетесь более разностороннего взгляда.

Ответ. Да, я изначально отвергаю глобальный анализ, в том смысле, в котором его использует Хантингтон. Я думаю, что ислам имеет много граней, их столько же, сколько и человек, исповедующих мусульманскую религию - 1300 миллионов, и, несмотря на то, что их чувство общины, как единого целого, сильнее, нежели, чем у христиан, вполне понятно, что положение и переживания мусульман, предположим, североамериканских, которых очень много, - они были даже среди жертв, погибших во время нападения на Башни-Близнецы, - совершенно отличаются от переживаний тех, кто живет в Индонезии, Афганистане и Марокко. Другая навязчивая идея, которая есть у нас на Западе - это смотреть на мусульман через зеркало арабов, а арабы всего лишь пятая часть мусульманского мира. Закономерно, что такая точка зрения не подходит для оставшихся четырех пятых. Мы имеем стереотип араба - и мы его применяем. Я не только не верю в столкновение цивилизаций, но и полагаю, что если мы будем на этом настаивать, мы, в конце концов, его спровоцируем, а это будет катастрофой.

В. В любом случае, личность Усамы Бен Ладена вызывает симпатии в исламском мире.

О. Мне не кажется, что он вызывает столько симпатий, как это считается на Западе. Понятно, что Бен Ладен большой знаток средств массовой информации, которые он и использовал для своей выгоды. Нет ничего нового в той записи, которая была показана в прошлое воскресение. Эти изображения очень действенны, потому как Бен Ладен пытается вести войну влияний с президентом Бушем (Bush), но его отсылки к религии абсолютно не допустимы. Ни исламом, ни Кораном, ни в коей мере нельзя оправдать безжалостное нападение, подобное совершенному 11 сентября.

В. Крестовые походы оправдывались словами Евангелия.

О. Именно так. Можно привести даже пример из современности: крестовый поход 1936 года в Испании. Исторический контекст облегчает даже духовную предрасположенность к принятию такого послания как крестовый поход. Другой вопрос - это почему то, что одни призывают к крестовому походу, а другие записываются в войско, распространяется на весь христианский мир.

В. Но это именно то основание, на котором построен исламский фундаментализм.

О. Я разделяю мнение Жиля Капеля (Gilles Kepel) о том, что эти группы радикалов некоторым образом отражают неудачи распространения исламизма. В семидесятых-восьмидесятых годах исламизм, нередко поддерживаемый правительствами, желающими избавиться от левых группировок, приводил к определенным социальным столкновениям, но это не была практика вооруженных столкновений, для этого должно было произойти убийство Садата (Sadat) в 1981 году. Это именно в восьмидесятых, в связи с так называемым Пешаварским Интернационалом Исламистов, появляется Бен Ладен, под предлогом холодной войны, моджахедов, пытающихся изгнать советские войска с территории Афганистана с помощью секретных служб Саудовской Аравии и Пакистана и военной стратегии США. Вот тогда и образуется этот Интернационал Исламистов, некая разновидность мусульманских Интернациональных Бригад, проводящих рекрутский набор желающих направится в Афганистан и противостоять Красной Армии. Это правда, что он пользуется случаем передать весьма конкретное послание с религиозной направленностью.

В. Это превратилось в нечто большее, нежели простой офис по записи добровольцев.

О. Они стали чем-то более эффективным. Более эффективными с точки зрения терроризма, возможно потому, что у них меньше социальной направленности. В восьмидесятых были люди, готовые вступить в борьбу в Афганистане и распространять послание исламизма в своих странах, где оно находило определенный отклик. В девяностых это закончилось. Как говорит Капель, этот Интернационал становится вне территориальным, международным, и, по мере того, как он теряет социальную базу, начинается процесс радикализации, фанатизации и превращения организации в секту. Говорит ли это о том, что они умирают? Нет, это говорит о том, что они стали гораздо опаснее, потому что готовы совершать более тяжелые преступления, практиковать терроризм, не виданный ранее, и это, несмотря на то, что их способность распространяться в мусульманском обществе стала меньше.

В. Какое воздействие может иметь появление Бен Ладена, призывающего к джихаду?

О. Происшествие, подобное случившемуся 11 числа, открывает большую перспективу воздействия. В любом случае, и мне не хотелось бы ошибиться, запись Бен Ладена будет иметь ограниченный отклик.