Шанхай, Китай, 18 октября 2001 года. Россия и Соединенные Штаты Америки сегодня вечером дали понять, что близки к прорыву в ключевых стратегических вопросах, которые разделяли эти две страны с момента прихода к власти президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), в особенности в том, что касается планов Вашингтона по строительству национальной системы противоракетной обороны (НПРО) и трудных отношений России с расширяющейся Организацией Североатлантического договора (НАТО). Об этом было сообщено сегодня вечером после состоявшейся здесь встречи между государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin L. Powell) и министром иностранных дел России Игорем Ивановым.
Один российский дипломат сказал, что данная встреча создала "благоприятные условия" для формирования "новой основы стратегических взаимоотношений" между Москвой и Вашингтоном, когда в воскресенье здесь встретятся г-н Буш-младший и президент Владимир Путин, прибывшие на саммит уровне лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот дипломат, слова которого привело в своем сообщении из Шанхая российское агентство новостей "Interfax", сказал, что встреча двух лидеров, за которой в следующем месяце должны последовать переговоры в доме президента Буша-младшего в местечке Крофорд, штат Техас, "будет иметь исключительную важность в этом плане ".
Подвижка в переговорах о стратегических вооружениях, которые вот уже на протяжении многих месяцев находятся в тупике с тех пор, как два лидера начали их этим летом, при своих первых встречах в Словении и Италии, последовала за заявлением г-на Путина в прошлом месяце, что он открывает воздушное пространство России для переброски американскими самолетами военных и гуманитарных грузов в среднеазиатские республики с целью их последующей доставки к северной границе Афганистана. Вместе с поддержкой военной кампании США в Афганистане Россия предлагает свои нефтяные месторождения как надежную альтернативу, позволяющую уменьшить зависимость (Запада) от неспокойного Персидского залива.
"Позади не только "холодная война", позади и период после "холодной войны", - заявил государственный секретарь США Пауэлл. По заявлениям ряда специалистов, Вашингтон и Москва сегодня рассматривают нападения террористов на Соединенные Штаты Америки 11 сентября как переломный момент в международных отношениях, который предложил г-ну Путину и г-ну Бушу-младшему возможность сражаться с общим врагом. В результате можно выйти на такой уровень сотрудничества, который позволит г-ну Путину преодолеть возражения внутренних критиков, ворчащих, что, делая уступки Вашингтону, он компрометирует безопасность России. Сильная поддержка г-ном Путиным американского вмешательства в Центральной Азии позволяет г-ну Бушу-младшему агитировать за более значимую роль для России в западной системе безопасности.
Ни одна из сторон не озвучила подробности любого возможного в будущем соглашения. Но в последние дни г-н Пауэлл подчеркивает, что Вашингтон теперь готов осуществить такие сокращения своего ядерного арсенала, которых добивается Москва в качестве возможной уступки за согласие на внесение изменений в Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор по ПРО) от 1972 года. Россия, вполне возможно, предпочтет также не возражать против программы испытаний противоракетного щита Америки, которая в ином случае рассматривалась бы как нарушение этого договора. Решимость администрации Буша-младшего построить противоракетный щит является источником напряженности в отношениях с Россией как раз потому, что такой щит нарушает Договор по ПРО, который Россия считает основой всех договоров о контроле над стратегическими вооружениями.
Один высокопоставленный чиновник государственного департамента США из нынешней свиты государственного секретаря Пауэлла сказал сегодня вечером, что не стал бы заходить так далеко и предсказывать, что г-н Путин готов принять американские предложения о внесении изменений в Договор по ПРО, которые позволят Америке проводить широкие испытания. Но этот чиновник подчеркнул, что произошли "всеохватывающие" перемены в отношении российского руководства к сотрудничеству по всем вопросам, от соотношения стратегических сил до борьбы с терроризмом и более тесных отношений между Россией и НАТО. Американский чиновник считает, что принятые Россией на этой неделе решения о закрытии оставшегося с советских времен центра радиоэлектронной разведки на Кубе и отказе от аренды военно-морской базы Камрань во Вьетнаме знаменуют перемены в мышлении, идущие дальше экономии финансовых средств, которую получат российские военные от этих двух мер. "Ясно, что россияне, принимая эти решения по финансовым или каким-то иным соображениям, сознают, что в изменившихся условиях появилась новая возможность, - сказал этот чиновник. - И эта возможность представится вновь, когда мы будем вести переговоры о сотрудничестве между НАТО и Россией". Чиновник государственного департамента США сообщил также, что официальные представители НАТО и России в последние недели интенсифицировали процесс консультаций в интересах расширения своего сотрудничества, но он отказался сказать что-то еще помимо того, что это сотрудничество не предусматривает совместного участия в военных акциях.
Г-н Пауэлл встречался с г-ном Ивановым после целого дня бесед с министрами иностранных дел и торговли на форуме по экономическому сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники форума завершили подготовку заявления с осуждением терроризма, хотя попытки Соединенных Штатов добиться от них конкретных обязательств в плане поддержки военной операции в Афганистане не увенчались успехом после того, как Индонезия и Малайзия выдвинули возражения. Обе эти страны имеют многочисленное мусульманское население. Государственный секретарь Пауэлл объявил, что удовлетворен заявлением. "Я раз за разом получал сигналы о поддержке от всех присутствовавших на форуме", - сказал он.
Нынешним вечером в Шанхай прибыл г-н Буш-младший. Он вместе с государственным секретарем США намеревается встретиться с г-ном Путиным в воскресенье, после того, как в пятницу побеседует с председателем госсовета Китайской Народной Республики Цзянь Цземинем (Jiang Zemin). Решение г-на Путина о присоединении России к борьбе против баз "Аль-Каиды", возглавляемой Усамой бен Ладеном террористической сети, и правительства талибов в Афганистане приветствовалось как важный поворот политики России в сторону Запада в период после "холодной войны". В результате Россия получила одну немедленную выгоду: более терпимое отношение Запада к военной кампании, которую г-н Путин ведет на территории мятежной Чечни.
Российский руководитель характеризует чеченскую кампанию как борьбу Москвы против терроризма воинствующих исламистов, некоторые из которых прошли подготовку в Афганистане. Хотя администрация Буша-младшего резко изменила свое отношение, признав, что террористические группировки используют конфликт в Чечне в своих интересах, Белый дом (резиденция президента США - прим. пер.) и государственный департамент США продолжают уговаривать г-на Путина найти политическое решение для Чечни и призвать к ответу российских военачальников, которые допускают зверства.
С прошлого лета администрация Буша-младшего оказывает на Москву давление, чтобы та не ставила Вашингтон в положение, которое вынуждает его выйти из Договора по ПРО или его нарушить. Такой шаг скорее всего вызвал бы новые вспышки беспокойства в Европе и на Ближнем Востоке относительно того, что г-н Буш-младший по-прежнему держит унилатералистский (унилатералист - сторонник односторонних действий - прим. пер.) курс во внешней политике, и мог бы подорвать его усилия по созданию коалиции против терроризма.
Государственный секретарь Пауэлл со своей стороны сказал, что нападения террористов на Соединенные Штаты Америки и взятое ими на себя обязательство сформировать всемирную коалицию для борьбы с террористическими группировками покончили с любыми поводами обвинять Америку в унилатерализме. "Никто больше не называет нас унилатералистами, - сказал он в разговоре с американскими бизнесменами, присутствующими на нынешнем форуме - Мы стали настолько многосторонними, что мне не хватает 24 часов в сутки для того, чтобы за всеми уследить". Государственный секретарь США приветствовал решение России закрыть свои базы на Кубе и во Вьетнаме, которые были вехами американо-советского соперничества.