Скотт Риттер (Scott Ritter) выполнял функции инспектора ООН по контролю за вооружениями в Ираке в период с 1991 по 1998 год.
Череда заражений сибирской язвой сотрудников средств массовой информации и государственных учреждений в Соединенных Штатах усилила и без того серьезную обеспокоенность среди американских граждан, ставшую реальностью после терактов 11 сентября. В США стали говорить о возможных связях между террористами и иракским режимом. Однако опасения, что к трагедиям в Америке причастен Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) основаны на слухах и домыслах, которые при более тщательном изучении ситуации не выдерживают критики.
Во-первых, есть протоколы проверки ООН военных объектов в Ираке за период с 1991 по 1998 годы. Действительно Ирак не полностью выполнил свои обязательства по разоружению, особенно по биологическому оружию. Однако, это не означает, что Ирак сохранил биологическое оружие. Это далеко не так.
Под строжайшим надзором инспекторов ООН по контролю за вооружениями программы Ирака по созданию биологического оружия были либо ликвидированы, либо обезврежены. Главный завод по производству биологического оружия в Аль Хакуме (al Hakum), на котором, собственно, и производились вирусы сибирской язвы, был взорван, а все его оборудование - уничтожено.
Другие лаборатории, которые когда-либо использовались для работ по созданию и разработке биологического оружия массового поражения, постигла такая же участь.
Более того, все предприятия Ирака, потенциально способные заниматься исследованиями и разработками в сфере производства биологического оружия, неоднократно подвергались тщательным контрольным проверкам и досмотру.
Постоянно и регулярно проверялись пивоваренные заводы, заводы по производству кормов для животных, вакцин и прочих лекарств, университетские научно-исследовательские лаборатории и все больницы.
Тысячи проб и образцов были взяты со стен зданий и почвы по всему Ираку. При этом не было обнаружено никаких свидетельств присутствия вируса сибирской язвы или какого бы то ни было другого биологического вируса. Хотя было невозможно проверить, все ли заводы по производству биологического оружия были ликвидированы, наблюдатели ООН не обнаружили ни одного факта, свидетельствующего о том, что Ирак обладает биологическим оружием или продолжает работы по его производству и распространению.
Другой фактор, который свидетельствует против причастности Ирака к терактам с использованием бактериологического оружия, вполне научен: Ирак создавал штаммы сибирской язвы (Vollum) на основе культуры, выведенной американской компанией в Роквилле (Rockville), штат Мэриленд. Эта компания поставляет вирусы - типа сибирской язвы - для продажи научным лабораториям во всем мире.
Хотя Ирак вел исследовательские работы и над другими штаммами, в массовое производство был запущен именно штамм Vollum.
Vollum - уникальный, высоко токсичный штамм сибирской язвы и именно выбор этого штамма для производства свидетельствует против Ирака и дает основания считать его причастным к последним случаям заболеваний. Однако отсюда нельзя поспешно заключать, что сам факт использования штамма Vollum автоматически указывает на Ирак. Или, наоборот, что неприменение этого штамма снимает какие бы то ни было подозрения с Ирака.
Однако федеральные исследователи в настоящее время предполагают, что штамм сибирской язвы, который был обнаружен в Нью-Йорке и Флориде, носит название Амес (Ames), а родина Амеса - США.
Вирус, которым были инфицированы люди в Вашингтоне, пока еще не опознан, однако он не классифицируется как вид оружия и вполне подвержен влиянию антибиотиков. Основываясь на этой информации, можно сказать, что рассуждения о причастности Багдада к биотерактам - безответственны.
Кроме того со счетов не стоит сбрасывать политический фактор. Несмотря на усилия США и Великобритании, направленные на поддержание режима экономических санкций, за три года, прошедшие с тех пор как наблюдатели ООН покинули страну, Багдад сделал ряд успешных политических и дипломатических шагов, чтобы снять их.
События от 11 сентября стали для Ирака серьезным препятствием в его намерениях добиться снятия экономических санкций. Поэтому для Ирака нет абсолютно никакого смысла связывать себя с какими бы то ни было биотеррористическими актами, которые одним махом могут разрушить все его усилия за последние десять лет, направленные на ликвидацию санкций.
Есть другая сторона политического уравнения. Политика Америки в отношении Ирака не приносит ничего кроме разочарований, а администрация президента Буша (Bush) демонстрирует то же самое бессилие, что и администрация его предшественника, поскольку не может предложить приемлемый план сотрудничества с Ираком при живом Саддаме. Вашингтон пытается зацепиться за что-нибудь, чтобы приступить к проведению антисаддамской политики, а сегодняшняя ситуация с вирусом сибирской язвы, как раз представляет собой благоприятный повод для этого.
Было бы серьезной ошибкой помешать наказанию тех, кто совершил трусливые теракты 11 сентября, посредством приписывания из идеологических соображений Ираку статуса организатора террористических актов с применением бактериологического оружия.
Те, кто видит в Ираке распространителя вируса сибирской язвы, - в их рядах Ричард Батлер (Richard Butler), бывший глава комиссии ООН по контролю за вооружениями, - просто раздувают страх и сеют панику. Однако поскольку на настоящий момент нет надежных доказательств, свидетельствующих против Ирака, постольку безответственно распространять домыслы о его причастности к актам биотерроризма, даже если они и исходят от таких людей, как Батлер. Эти люди руководствуются скорее своими враждебными чувствами по отношению к Ираку, чем фактами.