Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Саммит АТЭС: одни лишь новые лица

Борьба с терроризмом √ основная тема шанхайской встречи в верхах

Саммит АТЭС: одни лишь новые лица picture
Саммит АТЭС: одни лишь новые лица picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В корпусе глав государств Азиатско- Тихоокеанского региона за последнее время произошёл ряд изменений, поэтому поведение VIP-персон, прибывших в Шанхай, трудно предсказать: изменился характер отношений между ними, характер поведения. Главной темой сугубо экономического форума оказалась борьба с терроризмом. Экономические вопросы √ на втором плане

Планировался настоящий праздник, но вместо него получился антитеррористический саммит. Еще несколько недель назад руководство Китая разрисовывало ежегодную встречу глав государств Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая пройдет 20 и 21 октября, в розовых красках, и делало оно это искренне. Нужно похвалить страну, которая в этом году была выбрана местом проведения Олимпийских игр 2008 года, которая завоевала право быть членом Всемирной организации торговли и участвовать в финале первенства мира по футболу. Нужно похвалить ее чудо модернизации и экономическое чудо, похвалить за величие Шанхая. Похвалить должны главы всех 20-ти государств-членов АТЭС. Однако после 11 сентября мир интересуется только проблемой борьбы с терроризмом, и есть опасение, что из запланированного гала-мероприятия может получиться рабочее совещание, которое может представлять для устроителей лишь опосредованный интерес. Как явствует из заявлений участников, можно уже говорить, что на первой после террористических актов, совершенных в Нью-Йорке и Вашингтоне, международной встрече в верхах, собравшей "большую тройку" - Цзянь Цзиминя (Jiang Zemin), Буша (Bush), Путина - речь пойдет, прежде всего, об американских ударах по талибам. Будет также обсуждаться возможность и форма скоординированных действий международного сообщества против организации Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden).

Новое вдохновение?

Конкретных результатов, как это всегда бывает на встречах в верхах, ждать не приходится. Важнее заключительного коммюнике будет то, как политики будут реагировать друг на друга, о чем они будут договариваться во время бесед частного характера. Предсказать это нельзя, поскольку в отличие от прошлогоднего "саммита хромающих уток", который проходил в Брунее, в Шанхай прибыл целый ряд недавно или только что избранных руководителей государств, среди них - президент Буш, японский премьер-министр Коицуми (Koizumi), президент Индонезии Мегавати Сукарнозгекш (Megawati Sukarnoputri), руководительница Филиппин Арройо (Arroyo) и мексиканский президент Фокс (Fox). На этом поле еще не приевшихся и относительно сильных у себя дома политиков может быть создана продуктивная атмосфера, не в последнюю очередь, по той причине, что некоторые из них очень заинтересованы в борьбе с исламским терроризмом. Разумеется, в числе первых следует назвать "железную леди" с Филиппин Глорию Арройо, которая ведет на юге своей страны ожесточенную войну против мусульманских экстремистов и преступников, которых подозревают в связях с Усамой бен Ладеномю. У Буша, в любом случае, будет достаточно времени, чтобы доказать, что он все же обладает даром убеждения, в котором ему оказывают, добиваясь расширения антитеррористической коалиции.

Что касается устроителя встречи Китая и других амбициозных региональных держав, имеется в виду Россия, американский президент должен, впрочем, соблюдать осторожность. Обе страны на удивление оперативно присоединились к антитеррористической коалиции, даже если и исходя из своих интересов. И Китай, и Россия пытаются использовать нелегкое положение американцев для стабилизации своих позиций в борьбе против мусульманских группировок, которые обвиняются ими в склонности к сепаратизму. Однако ни чеченцев, ни уйгуров - исконных жителей Ксиньяна - нельзя ставить на одну доску с террористами бен Ладена, хотя у того среди них и есть свои группировки, считающие вооруженную борьбу против Москвы и Пекина законным делом. Накануне встречи в Шанхае встречались министры иностранных дел Китая и России Тянь Дзяхуан (Tang Jiahuan) и Игорь Иванов, в ходе которой они провели первый зондаж. При этом не было неожиданным, что они пришли к заключению, что было бы желательно, чтобы после ухода талибов в Афганистане было создано демократическое, пользующееся широкой поддержкой внутри страны и опирающееся на такую же широкую международную поддержку коалиционное правительство, которое было бы заинтересовано в поддержании дружеских отношений с соседними государствами. Желание сколь понятно, столь и нереалистично. Коалиционное правительство, да к тому же пользующееся широкой поддержкой в общеизвестно воинственном Афганистане, и на будущие времена будет оставаться химерой.

Задние мысли Пекина

Сколь сильно в Вашингтоне заинтересованы в создании широкого фронта против террора, столь сильно там и внимание к сохранению в американской политике по отношению к Китаю и правам человека там основополагающих принципов. Буш с выражением дружеских чувств будет приветствовать словесную бурю Китая по поводу борьбы с терроризмом, однако одновременно станет следить, чтобы жесткая позиция его администрации, что касается прав человека, демократии и Тайваня, не выхолащивалась без нужды. Не следует ожидать и того, что американцы, осуждающие российские действия в Чечне, вдруг дадут ободряющий сигнал. Впрочем, без приманки американский глава в Шанхае не окажется. По информации "Washington Post", в администрации Буша заходит разговор о возобновлении продаж Китаю военно-технических материалов. Санкции на этот счет были введены после резни, устроенной на площади Тяньанмынь в 1989 году. Снятие санкций позволит начать поставки запасных частей для вертолетов "Блэк Хок", которые Китай приобрел в 80-е годы.

В последние дни коммунисты в Пекине сделали все, чтобы именно сейчас лишить остроты дискуссию по проблеме терроризма - напрасно. Возникла опасность, что празднично и солидарно настроенные устроители могут оказаться под подозрением и, прежде всего, по причинам все более активной дискуссии по поводу финансирования терроризма. Тайвань, Гонконг и Китай относятся к тем странам, чья непрозрачная, известная незаконными сделками и коррупцией банковская система уходит от всякого международного контроля. Большая часть сделок в ее рамках имеет теневой, если даже не подпольный характер.

Скандал по поводу представительства Тайваня

Следы отмывания денег имеются практически во всех странах Азии, однако, органы полиции отдельных государств работают порознь, что не позволяет добиваться больших успехов. АТЭС стремится к боле тесному сотрудничеству своих членов с такими организациями, как "Financial Action Task Force" - творением ОБСЕ - или "Asia/Pacific Group on Money Launnering" (APG). Активными членами APG или наблюдателями в ней являются уже 15 государств АТЭС. Впрочем, Китай до сих пор решительно не желал сотрудничать с этой организацией не столько по принципиальным соображениям, сколько потому, что в нее входит Тайвань. Руководство Пекина стоит перед дилеммой: или оно продолжает замыкаться в себе или оно сотрудничает и, тем самым, укрепляет статус Тайваня. "Отколовшаяся провинция" в Желтом море уже почувствовала этот постоянно и заботливо фокусируемый гнев. Президенту Тайваня Чен Жубиану (Chen Shui-bian) было отказано в приеме в Шанхае, а до этого Пекин отказал во въезде бывшему вице-президенту Ли Янцу (Li Yuan-zo), назначенного Ченом в качестве замещающего лица. Китай настаивает на том, что Тайвань, согласно протоколу, должен направить на саммит специалиста в области экономики. Тайпей видит в Ли "единственного кандидата". Уступка Пекина в этом вопросе была бы для Чена большим успехом.

Что считалось бы большим успехом для материкового Китая, сказать никто не берется, хотя все понимают: появление в Шанхае Буша. Как бы эффектно ни выступал Китай на международной арене, в конечном счете, Пекин по-прежнему в большой степени зависит от США, единственной страны, которая считает Китай равным себе, и никто из китайской верхушки не упустит случая, чтобы не покрасоваться рядом с американским президентом. Велик тот, кто пользуется вниманием великих. Цзянь к тому же рассчитывает, судя по всему, подразогнать облака, которые в последние месяцы омрачили китайско-американские отношения. Момент кажется подходящим. Буш рад любому жесту и любому слову, и если к тому же у человека из Белого дома налажены, судя по всему, хорошие личные связи с Путиным, то не будет ничего удивительного, когда в Шанхае можно будет наблюдать давно забытую картину согласия между Китаем, Россией и Америкой.