Бывший военачальник Гульбуддин Хекматияр (Gulbuddin Hekmatyar) собирается открывать в Афганистане второй фронт. Он намерен создать новый антиамериканский союз, который составят часть талибов и Северный альянс. Хекматияр является лидером суннитской группы пуштунов Hisb-I-Islami. С момента прихода к власти талибов в 1996 году он живет в эмиграции в Тегеране. Хекматияр воевал почти против всех соперничающих в Афганистане сторон и часто менял свои фронты. Утверждается, что в 1996 году он принимал участие в разрушении Кабула. Ниже его интервью газете.
"Die Welt": Вы осудили авиационные удары США. Однако, еще не так и давно Ваши войска получали поддержку от Пакистана и США. Чем вызвана такая перемена во взглядах?
Хекматияр: Это не перемена. США тогда тоже поддерживали другие группировки. Я самым резким образом осуждаю нападение Америки на нашу страну. По моей информации, на данный момент уже погибли более 1 000 мирных жителей. Что касается Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden), то он для США лишь предлог, чтобы оккупировать Афганистан и посадить там марионеточное правительство. Самая главная цель - завоевать Афганистан как стратегический узел в Средней Азии и превратить его в военную базу.
"Die Welt": Это можно понять так, будто Вы собираетесь вскоре начать войну с США.
Хекматияр: Мы никогда не согласимся с тем, чтобы вести войны с американцами на американской земле. И мы никогда не примкнем к соответствующим движениям. Но, ведь, США затеяли войну как раз против Афганистана, и у нас нет иного выхода, как защищать свою страну на своей земле.
"Die Welt": Однако в Афганистане не замечается какой-либо активности "Hisb-I-Islami".
Хекматияр: Еще не наступило время, и я очень надеюсь, что не наступит. Мы появимся в стране только тогда, когда США введут туда сухопутные войска, а дело сейчас идет к этому. Мы призовем всех афганцев к защите страны. У нас есть большое число очень хорошо подготовленных бойцов, имеющих большой опыт. Есть поддержка и за пределами страны.
"Die Welt": Кто стоит за Вами? Иран или Пакистан?
Хекматияр: Иран принял нас. Я благодарен за это. Однако финансовую поддержку Иран оказывает не нашему движению, а Северному альянсу.
"Die Welt": Разве Вы собираетесь воевать против Северного альянса на стороне талибов?
Хекматияр: В случае прихода сухопутных войск США мы откроем второй фронт. Часть Северного альянса будет воевать на стороне США, мы заключим союз с другой частью альянса, а также частью талибов. Только так мы сможем защитить свою страну от внешнего влияния и длительной оккупации.
"Die Welt": Как афганцы должны решать свои проблемы в будущем? Каким видится Вам политическое будущее страны?
Хекматяр: Единственное решение для нашей страны - это стабильная демократия со свободными выборами, которые должны проходить под контролем ООН. В будущем правительстве должны принять участие представители всех народностей и всех районов страны. Нам нужен избранный прямым голосованием народа президент и парламент. Система должна быть простой и прозрачной. Премьер-министр, да еще два представительных органа, как сенат и конгресс в США, для Афганистана не подходят. Избранный президент должен сам назначать кабинет и для этого ему не нужно согласие парламента.
"Die Welt": Однако пуштуны и таджики, хазареи и узбеки всегда воевали друг с другом и в прошлом и никогда не добивались настоящего согласия.
Хекматияр: Вина за это лежит, прежде всего, на Москве, которая вогнала клин в наше общество. Однако в этом повинны также США и наши соседи. Если иностранные державы оставят нас в покое, мы быстро договоримся.
"Die Welt": Как Вы относитесь к идее создания переходного правительства во главе с бывшим королем Захир Шахом (Zahir Schah)?
Хекматияр: Эпоха монархий позади. Что нам первоначально необходимо, так это временный комитет представителей всех народностей, созданный одними афганцами и включающий исключительно одних афганцев. Этот орган должен подготовить конституцию, которая должна быть позднее утверждена, свободные выборы президента, а также принять меры по созданию армии.
"Die Welt": А что с талибами? У них будет место в послевоенном Афганистане?
Хекматияр: Это должен решать народ на свободных выборах. Но я думаю, что они будут представлять собой одну из многих партий многопартийного Афганистана.
"Die Welt": Какую роль Вы хотите играть в правительстве?
Хекматияр: Я не буду выставлять свою кандидатуру на пост главы правительства. Однако если этого потребует моя партия, я не буду возражать.
"Die Welt": Вы говорите о демократии, однако являетесь председателем исламской партии. Какую роль должен играть ислам? Вы можете представить себе исламскую демократию, в поддержку которой вот уже четыре года выступает президент Хатами (Chatami)?
Хекматияр: Мои мысли идут в этом направлении. Афганистан - мусульманская страна, и люди должны голосовать в пользу настоящей исламской системы - без всякого принуждения.
"Die Welt": И без угнетения женщин?
Хекматияр: Разумеется. В исламской демократии женщины должны иметь равные права. Это предусматривает Коран.