Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Европейском союзе ругаются

Маленький саммит ╚большой тройки╩

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лондон, Париж и Берлин в одиночку решают проблему, связанную с Афганистаном. Это вызвало ничем не прикрытое раздражение их союзников по Европейскому союзу. Они чувствуют себя ущемлёнными действиями своих ╚больших╩ братьев. Дело в том, что данная проблема стоит на повестке дня очередного саммита ЕС в Генте. ╚Сепаратисты╩ ссылаются на то, что всё произошло по причине сбоя в работе председателя ЕС, пост которого в настоящее время занимает бельгиец

Двенадцать из пятнадцати стран-членов ЕС воспринимают "малый саммит", о проведении которого сегодня на скорую руку договорились Париж, Лондон и Берлин, как афронт. Не только потому, что "большая тройка" занялись проблемой Афганистана, но и потому, что они тоже обсуждают тему Афганистана, причем в тот же день и в том же месте, где проходит и неофициальный саммит. Чувства представителей большинства стран выразил президент Комиссии ЕС Романо Проди (Romano Prodi), публично высказавший свое "недовольство".

Правительство ФРГ делает вид, будто не понимает этого возмущения. В правительственных кругах рассматривают встречу "большой тройки" "не как конкурирующее мероприятие", а как целесообразное мероприятие. С одной стороны, ЕС не является военной организацией, поэтому в части применения военной силы он к борьбе против терроризма отношения не имеет. С другой стороны, англичане, французы и немцы являются "близкими друзьями", от которых президент США Джордж Буш (George Bush) ждет очевидной военной поддержки. То, что они воспользовались случаем, чтобы обменяться мнениями, находясь на саммите ЕС, является поэтому вполне нормальной вещью. "Речь не идет о том, что здесь встречаются три или четыре полководца". Особенно бурно из ведомства канцлера ФРГ отреагировали на заявления о том, что саммит тройки способствует возрождению национальных государств и вытеснению ЕС на политическую периферию. Те, кто пользуется этим тезисом, заявил представитель ведомства канцлера, не видит за ним того, что Союзу, напротив, при наличии всех других аспектов борьбы с терроризмом отводится особая роль. "ЕС несет обязательства, не связанные с военными вопросами", - заявил один из сотрудников ведомства канцлера.

В Брюсселе необходимость такого разделения между военными и не военными обязательствами понимают, но все большее раздражение вызывает то, что Великобритания, а также Германия и Франция, которые охотно принимают участие в военной кампании, не доводят до бельгийского правительства информацию о текущей ситуации и целях ударов по Афганистану. Ведь, Бельгия председательствует в ЕС и отвечает за его политику. Можно говорить не только о справедливой критике слабых мест бельгийского правительства в организации диалога по проблемам афганской политики, но и о поведении "большой тройки", которая, судя по всему, не особенно горит желанием принимать во внимание принципы единой внешней политики и политики безопасности.

Если Тони Блэру (Tony Blear), Жаку Шираку (Jacques Chirac) и Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder) удастся подавить недовольство коллег, то саммит ЕС примет решения, которые и ожидались: оказать гуманитарную, политическую и практическую помощь Афганистану, добиваться достижения мира на Ближнем Востоке и далее - использовать все инструменты для борьбы против терроризма. Внутри самого ЕС понимают, что все действия в послевоенный период должны регулироваться Организацией Объединенных наций. Тем не менее, это может даровать Берлину возможность столь желаемого им применения сил бундесвера, например, голубых касок в Кабуле. Однако для самого ЕС незакрытым останется вопрос о допускаемых для него границах, в рамках которых он может проводить единую внешнюю политику.