Шанхай, 21 октября 2001 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин сегодня заявили, что им удалось добиться прогресса на переговорах о заключении соглашения, которое позволит Соединенным Штатам Америки создавать национальную систему противоракетной обороны (НПРО) в обмен на обязательство резко сократить свой ядерный арсенал, и сказали, что договорятся о деталях этого соглашения на техасском ранчо г-на Буша-младшего в ноябре. Официальные лица администрации США признали, что к тому времени, возможно, не удастся выработать компромисс, но дали понять, что, если до января следующего года сделка с г-ном Путиным не будет заключена, г-н Буш-младший готов в одностороннем порядке продолжить осуществление своих планов в области противоракетной обороны.
Если на встрече в ноябре г-ну Бушу-младшему не удастся получить согласие г-на Путина, перед ним встанет трудный выбор. Он может, в нарушение Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, продолжить испытания НПРО согласно графику, что рассердит г-на Путина, который недавно поддержал борьбу г-на Буша-младшего против терроризма. Или же г-н Буш-младший может отложить на более поздние сроки осуществление своего проекта, который, по словам его помощников, стал бы самым важным наследием его президентства.
Стоя рядом с г-ном Путиным на пресс-конференции, г-н Буш-младший доказывал, что нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября сделали развертывание НПРО еще более насущным. Г-н Буш-младший заявил российскому руководителю, что противоракетная оборона "защитит обе наши страны от политического шантажа, от потенциального нападения террористов". "Обе наши страны должны быть способны защищаться от новых угроз 21-го века, включая баллистические ракеты большой дальности стрельбы, - сказал он. - События 11 сентября еще яснее, чем когда-либо, показали, что Договор по ПРО времен "холодной войны", мешающий нам защищать наш народ, устарел и, по моему мнению, опасен".
Однако г-н Путин не согласился с этим аргументом. "Мне было бы трудно согласиться с тем, что какой-то террорист сумеет захватить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и сможет их применить", - сказал он. Г-н Путин защищал Договор по ПРО как "важный элемент стабильности в мире", но он подтвердил свою готовность изменить этот договор в обмен на глубокие сокращения наступательных ядерных вооружений обеими сторонами. "Наша задача заключается в том, чтобы выработать параметры таких сокращений и создать надежный и поддающийся контролю метод уменьшения ядерных арсеналов России и Соединенных Штатов, - заявил г-н Путин. - Что касается вопросов, связанных с НПРО, мы также добились определенного прогресса. Я, по крайней мере, считаю, что у нас есть взаимопонимание, что мы можем достичь соглашений". Далее г-н Путин сказал: "Нам следует смотреть в будущее, нам следует адекватно реагировать на возможные в будущем угрозы. И мы готовы обсуждать это с нашими американскими партнерами".
Администрация Буша-младшего заявила, что график выполнения программы НПРО может нарушить Договор по ПРО в ближайшие месяцы, и выдала контракт на начало следующей весной работ по строительству испытательного комплекса на Аляске. Для выхода из Договора по ПРО Соединенные Штаты должны уведомить Россию за 6 месяцев, то есть в ноябре нынешнего года, чтобы в апреле следующего года можно было приступить к работе на Аляске.
Американские официальные лица сообщили, что г-н Буш-младший и его советники обсуждали, не следует ли сделать это уведомление на сегодняшней встрече с г-ном Путиным, которая происходила в кулуарах международной экономической конференции в Шанхае. Однако советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сказала репортерам: "Он не назвал конечного срока". На вопрос, не обсуждался ли с г-ном Путиным односторонний выход США из Договора по ПРО, г-жа Райс сказала, что "они просто говорили о необходимости двигаться дальше" Договора (по ПРО). Г-н Буш-младший заявил, что Соединенные Штаты выйдут из Договора по ПРО, когда сочтут нужным, с согласия России или без такового. Г-жа Райс признала, что, быть может, не удастся заключить сделку о выходе из Договора по ПРО или его изменении до намеченной на 12-14 ноября встречи на высшем уровне Буш-Путин в Вашингтоне и в местечке Крофорд, штат Техас. "Мы продолжаем обсуждать этот вопрос, и они будут над ним работать в Вашингтоне и Крофорде. Они намерены заниматься этим вопросом и после Вашингтона и Крофорда, - сказала она. - Мы не ожидаем каких-то особенных прорывов на любой из встреч┘ Формирование новых отношений требует времени". Однако она добавила: "Мы не намерены позволять договору, который, по нашему мнению устарел, мешать нашей программе испытаний и разработки НПРО┘ Президент (США) ясно заявил, что, по его мнению, довольно скоро придет время двигаться дальше".
Во время пресс-конференции г-н Буш-младший казался нетерпеливым, барабаня пальцами по краю трибуны, стоявшей на разукрашенной красным и золотым сцене известной шанхайской киностудии. Встреча между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным продолжалась примерно 1 час 15 минут, включая короткую беседу с глазу на глаз, после чего к ним присоединились министр иностранных дел России Игорь Иванов и государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell), а также другие официальные лица. После пресс-конференции два лидера присутствовали на неофициальном обеде для членов обеих делегаций.
Г-н Путин охарактеризовал переговоры как "откровенные и доверительные" и "по-настоящему продуктивные", но отметил, что г-н Буш-младший не сделал конкретного предложения о сокращении вооружений - шага, который, как заявляет российская сторона, был необходим для продолжения серьезных переговоров. Г-н Буш-младший сказал, что не представил конкретного плана сокращения вооружений потому, что его администрация не успела завершить пересмотр (стратегических потребностей США - прим. пер.) к нынешней встрече, и обещал, что вскоре снова переговорит с г-ном Путиным. "Нам нужно кое-что успеть сделать до встречи в Крофорде, и я с нетерпением ожидаю возможности продолжить совместную работу с ним, - сказал он. - Но ему известно, как к Договору по ПРО отношусь я и так же относится Америка".
Соединенные Штаты имеют около 7000 ядерных боезарядов на стратегических носителях, а Россия - около 6000 единиц, и г-н Буш-младший уже обещал уменьшить американский арсенал с тем, чтобы потолки для обеих сторон не превышали 3500 единиц, как того требует Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Г-н Путин предложил, чтобы обе стороны сокращали свои арсеналы и дальше, примерно до 1500 единиц у каждой стороны. Некоторые официальные лица военного ведомства США хотели бы, чтобы американский стратегический арсенал оставался на уровне 2200-2500 боезарядов.
Во время экономической конференции г-н Буш-младший встречался по отдельности с лидерами восьми стран, включая председателя госсовета Китайской Народной Республики (КНР) Цзянь Цземиня (Jiang Zemin), и каждого из них поблагодарил за их поддержку антитеррористической кампании США. Но США опубликовали отдельное совместное заявление по терроризму только с Россией, и г-н Буш-младший оставил для г-на Путина свои самые теплые слова.
"Владимир Путин был первым, кто мне позвонил. Так поступает друг, звонит в трудный момент, и он позвонил, - сказал г-н Буш-младший, имея в виду события 11 сентября. - "Он выразил свои сожаления и предложил свою поддержку. Он сделал даже больше┘ Для того чтобы упростить ситуацию, в которой мы оказались, продемонстрировать солидарность, он приказал российским военным прекратить ряд учений, которые в то время шли". Россия поддержала шаги США в Афганистане, предложив обмениваться разведывательной информацией, разрешив использовать свое воздушное пространство, призвав среднеазиатские государства к сотрудничеству с Соединенными Штатами и обещав продолжать поставки оружия оппозиционным силам, сражающимся против талибского режима в Афганистане. Сегодня г-н Путин сказал, что, по его мнению, удары США в Афганистане являются "выверенными и адекватными угрозе, которая стоит перед Соединенными Штатами".
Г-н Буш-младший заявил, что он также обсуждал с г-ном Путиным более чувствительные вопросы, в том числе призвал Россию уважать свободу прессы, уважать территориальную целостность Грузии и продолжать политический диалог с повстанцами в Чечне. "Важно делать различие между теми, кто преследует законные политические цели, и террористами", - сказал он.