Миллиметр за миллиметром "Курск" занимает свое место в плавучем доке Росляково, кормой вперед. Высота российской подводной лодки составляет 13,9 метра, это все равно, что четырехэтажный дом. По длине она больше, чем футбольное поле, присоединенное цепями к мощным понтонам, которые используются при проведении этой гигантской операции по парковке лодки. Здесь за Полярным кругом, вокруг "Бухты белых камней" лежит иней. Пришла зима.
Для преодоления последних метров последнего плавания прежде самого современного подводного крейсера российского Военно-морского флота требуется целая вечность. Введена степень безопасности номер один. Ведь, на борту обезглавленной лодки находятся два реактора мощностью по 190 мегаватт и 22 крылатые ракеты. Когда из корпуса потерпевшей аварию лодки будет удалена вода, в его стальной корпус сначала попадут химики в защитных костюмах. Они должны замерить уровень радиации и наличие высокотоксичных веществ, которые содержит ракетное топливо. После этого 16 бригад из числа сотрудников военной прокуратуры займутся эвакуацией тел 106 членов экипажа, остающихся еще на лодке. Кроме того, им предстоит найти ответ на вопрос: кто был виновен в гибели "Курска" 12 августа 2000 года?
Официальной версии причин катастрофы нет до сих пор. Журнал "Spiegel" в своем последнем номере сообщает, ссылаясь на вновь появившиеся документы, что российская военная прокуратура и служба внутренней безопасности ФСБ проинформировали президента Путина, уже спустя несколько дней после катастрофы, о том, что ракетный крейсер "Петр Великий" нанес ракетный удар по заданному квадрату, в котором находился "Курск".
Действительно, оба судна находились на учениях. Слух о том, что флагманский корабль Северного флота по ошибке поразил "Курск", появился еще год назад. Московская бульварная газета "Московские ведомости/жизнь", которая нередко выступает с сенсационными заявлениями, представила свидетеля, который в момент трагедии проходил службу на крейсере "Петр Великий". Он рассказал о пробных стрельбах в тот драматический день, которые проводились на крейсере: "Последняя ракета ушла под воду, и тут неожиданно поднялся водяной гриб почти как при взрыве атомной бомбы. Ракетчики подняли крик, и в этот момент раздался второй мощный взрыв", - так описывал трагедию известный Сергей Овчаренко.
Через полчаса, по его словам, был отдан приказ покинуть заданный квадрат. "После того, как мы прошли не более пяти миль, всем поступила новая команда, искать исчезнувшую подводную лодку. Все стало понятно". Флотское руководство говорило, что это "выдумка". "Господин Овчаренко никогда не служил на ракетном крейсере", - заявил пресс-секретарь Флота Игорь Бабенко. После этого слухи о том, что "Курск" затонул в результате попадания ракеты, замолкли.
Как и прежде, в ходу версия о взрыве торпеды. Из источников из следственной комиссии можно было слышать, что во время маневров на борту подводной лодки взорвалась бракованная торпеда, что и вызвало цепную реакцию, в результате чего погибли 118 человек экипажа.
Пятница, 11 августа 2000 года. Северный флот, испытывающий сильные финансовые затруднения, проводит крупнейшие с момента развала Советского Союза маневры. В них задействованы 30 кораблей, среди них флагманский корабль "Петр Великий". Проверку на боеспособность проходят 8 000 матросов и офицеров. Надежда на "Курск". Капитан лодки Геннадий Лячин успешно поражает цель крылатой ракетой. На других кораблях настоящий хаос. "Петр Великий" пускает ракету, после старта она тут же уходит под воду. Задача "Курска" на следующий день маневров, который должен войти в российскую историю как день скорби, понятна: атаковать "Петр Великий" учебной ракетой. Флагманский корабль должен отразить атаку. В 11 часов 28 минут и 27 секунд сейсмологическая станция в Северной Норвегии регистрирует взрыв в акватории Баренцева моря. Через 135 секунд - второй, более мощный взрыв. Это "Курск". Взрывом разносит его носовую часть, подводная лодка водоизмещением. 18 000 тонн стремительно идет ко дну, на глубину 108 метров, где и замирает.
Проблемы с боевыми торпедами, моряки называют их "толстяками", были уже до выхода в море. Они, собственно, должны были остаться на берегу. "Я знаю, что капитан Лячин перед маневрами говорил о неисправности одного "толстяка". Капитан Лячин был на борту лодки даже в ночь перед выходом в море, чтобы проверить состояние торпеды". Об этом рассказывает Николай Тылик, сам капитан подводной лодки в отставке, сын которого, старший лейтенант, служил во втором отсеке "Курска". Однако опасный груз, по словам Тылика, уже нельзя было выгрузить на берег. В Видяево, порту приписки "Курска", продолжал он, был единственный специальный кран, но он был задействован на других работах. Руководство Флота настаивало, и Лячин вышел в море с неисправной торпедой. Говорят, что последнее радиосообщение о том, что что-то не так, было получено от капитана незадолго до катастрофы.
Флотское руководство не особенно спешит выяснять истину и сейчас, спустя 14 месяцев. Следователям выделено три месяца на обследование подводной лодки. Затем с "Курска" будут демонтированы ядерные реакторы. 80 процентов жителей Мурманска, население которого составляет 400 000 человек, и рядом с которым должна проводиться эта операция, боятся атомной катастрофы.
Лишь немногие из членов семей погибших моряков надеются узнать, почему же погибли их мужья. Надежды их, в частности, лишает не названный член следственной комиссии, заявивший журналу "Итоги" следующее: "Сегодня мы знаем столь же мало, как и год назад о том, что вызвало катастрофу. По этой причине до общественности будет доведена, скорее, правдоподобная и политически корректная версия трагедии. Всю правду мы, вероятно, не узнаем никогда".