Шанхай - после давно ожидавшейся встречи с президентом Бушем (Bush) президент России Владимир Путин заявил, что он готов пересмотреть установленный во времена "холодной войны" запрет на создание систем противоракетной обороны, однако выразил разочарование тем, что Соединенные Штаты еще не объявили, сколько боеголовок они планируют сократить из своего арсенала наступательного ядерного вооружения.
В то же самое время г-н Путин высказал на удивление сильную поддержку продолжающейся военной акции США в Афганистане, более сильную, чем президент Буш слышал от многих других глав государств, собравшихся на форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Лидер России заявил, что ответ г-на Буша на осуществленные 11 сентября террористические атаки является "взвешенным и адекватным", и добавил, что "если мы начали бороться против терроризма, то эта борьба должна быть завершена ┘ иначе у террористов сложится впечатление, что они неуязвимы". Главы стран - участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества выпустили совместную декларацию, поддерживающую общую цель борьбы с терроризмом, однако отражающую разногласия, касающиеся того, как ее вести.
Война с терроризмом, похоже, вышла на первый план по отношению к по-прежнему имеющим место разногласиям по вопросам противоракетной обороны - как между главами двух государств, так и внутри администрации Буша.
В конце прошлой недели официальные лица в Вашингтоне заявили, что г-н Буш сообщит руководителю России точное количество сокращаемых наступательных вооружений во время встречи в Шанхае, надеясь добиться соглашения России на скорый выход Соединенных Штатов из Договора по ограничению систем противоракетной обороны. Данный вопрос горячо обсуждался на протяжении многих месяцев в администрации, и кажется, что собственные высшие советники г-на Буша не смогли придти к соглашению между собой ко времени воскресной встречи.
Но даже в этом случае официальные лица, приехавшие на Форум вместе с американским президентом, ожидали, что г-н Буш объявит о своем намерении начать процедуру выхода из Договора о противоракетной обороне в конце года. В воскресенье чиновники заявили, что г-н Буш во время встречи не обозначил конкретного предельного срока, однако отказались сказать, какие иные доводы он приводил для воздействия на Россию.
После часовых воскресных переговоров г-н Путин и г-н Буш заявили, что они добились прогресса в деле строительства новых стратегических отношений и дали понять, что они могут придти к соглашению в середине ноября, когда запланирован визит г-на Путина в Вашингтон и на ранчо президента Буша в Кроуфорде, штат Техас.
До того, как это случится, американские официальные лица должны согласовать вопрос, насколько глубоко сокращать ядерные арсеналы США.
Арсеналы г-на Путина быстро приходят в упадок, и он предложил, что каждая сторона должна сократить свои арсеналы до 1500 ядерных боезарядов на стратегических носителях, в то время как органы военного планирования США не соглашаются снижать их количество до цифры меньше 2500 единиц. В настоящее время Соединенные Штаты имеют на вооружении около 7000 ядерных боезарядов на стратегических носителях, на вооружении Россия находится менее 6000 единиц.
Выступая на совместной пресс-конференции в воскресенье, г-н Буш заявил, что осуществленные 11 сентября с применением угнанных самолетов атаки на Нью-Йорк и Вашингтон "четче, чем когда-либо, показали, что Договор по ПРО времен "холодной войны", запрещающий нам защищать наш народ, устарел и, я полагаю, представляет опасность".
Его советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила позднее, что г-н Буш не "установил предельный срок", в течение которого Соединенные Штаты выйдут из Договора. Тем не менее, г-жа Райс сказала, что США в следующем году продолжат интенсивные испытания систем противоракетной обороны, включая испытания, нарушающие Договор по ПРО.
Согласно Договору каждое государство должно предоставить уведомление о выходе из Договора за шесть месяцев, и Пентагон хочет начать испытания, нарушающие Договор, уже этой весной. Все это оставляет сторонам очень мало времени для урегулирования вопроса.
Г-н Путин заявил в воскресенье, что Россия готова к достижению соглашения, но необходимо, чтобы вначале "были представлены точные параметры для обсуждений этого вопроса". Г-н Буш ответил, что Вашингтон еще "пребывает в процессе анализа своего ядерного потенциала".
Г-н Путин высказал скептицизм в отношении того, что "некоторые террористы смогут захватить межконтинентальные баллистические ракеты и смогут их использовать". Тем не менее, он выразил четкое желание придти к соглашению. Говоря о Договоре по ПРО, он заявил, что Россия поняла о необходимости "думать о будущем ┘ чтобы адекватно реагировать на возможные будущие угрозы".
Россия постоянно называет Договор по ПРО "краеугольным камнем" глобального мира, однако г-н Путин в воскресенье избегал использования этой формулировки, называя Договор вместо этого "важным элементом мировой стабильности".
Г-н Путин уже сталкивается с критикой со стороны консервативных представителей армии и органов безопасности в отношении совершенно очевидного сближения России с Западом после атак 11 сентября. Открытый ультиматум Америки по поводу противоракетной обороны еще больше усилит критику г-на Путина, который знает, что Россия не может позволить себе соревноваться с США и построить собственный противоракетный щит.
Очевидное смягчение позиции г-на Путина в вопросе противоракетной обороны скорее всего вызовет беспокойство лидера Китая Цзян Цземиня (Jiang Zemin), который оказывает давление на Россию с тем, чтобы она не позволила изменить Договор по ПРО.
В отличие от России, имеющей тысячи ядерных боезарядов, которые легко смогут преодолеть какой бы то ни было американский противоракетный щит, Китай располагает только двадцатью ядерными ракетами. Вследствие этого Китай чувствует большую угрозу от планов администрации Буша создать противоракетную оборону, способную свести на нет его ограниченные возможности ядерного сдерживания.