Президент Буш (Bush) не объявил о выходе США из Договора по ПРО, когда встречался с президентом России Владимиром Путиным в Шанхае на прошлой неделе. Однако он сделал такую замечательную вещь: он установил предельный срок.
Во всех предназначенных для широкой публики комментариях эти слова тщательно избегались, а американские чиновники говорили вместо этого о "действиях вне" Договора. Однако общий смысл был ясен. Если два лидера не достигнут значительного прогресса ко времени их новой встречи в следующем месяце на принадлежащем г-ну Бушу техасском ранчо, то нет никаких сомнений, что он сделает необходимое уведомление и через шесть месяцев выйдет из Договора. И вместо того, чтобы становиться поперек желания г-на Буша прекратить участие в Договоре, г-н Путин снова проявил гибкость.
Если говорить коротко, все идет к тому, что в следующем месяце будет осуществлен исторический прорыв в вопросах противоракетной обороны. Главным вопросом сейчас является недопущение того, чтобы сторонники контроля над вооружениями ограничили сделку, когда она так близка к заключению. Чтобы г-н Буш мог получить одобрение г-на Путина, его (Буша - прим. пер.) будут призывать сузить его планы создания противоракетной обороны, особенно когда дело будет касаться космоса. Однако противоракетная оборона может быть по настоящему эффективной только когда она выходит в космос. Сейчас не время закрывать на это глаза.
У нас нет фактов, свидетельствующих о том, что г-н Буш будет в действительности избегать этого вопроса. Даже после 11 сентября он непреклонно защищал идею необходимости ПРО, утверждая, что угроза терроризма делает противоракетную оборону еще более важной. Он вновь упомянул об этом, находясь рядом с г-ном Путиным в воскресенье, заметив, что "Он (Путин - прим. пер.) знает о моем отношении к Договору по ПРО, и Америка об этом знает".
Как уже говорилось, будет оказываться давление с целью свести противоракетную оборону к наземной системе, строительство которой запланировано на Аляске. Эта та самая система, создание которой было предложено администрацией Клинтона (Clinton) и которая была еще до 11 сентября одобрена заседающими в Сенате демократами как "не угрожающая" России. Под этим они подразумевали, что у России есть достаточно ракет для того, чтобы преодолеть эту оборону.
Однако для эффективной противоракетной обороны необходимо гораздо больше, чем сто ракет-перехватчиков на Аляске. В опубликованном две недели назад Докладе о военном положении США, готовящемся Пентагоном раз в четыре года, подчеркивается необходимость доминирования армии Соединенных Штатов в космосе в такой же мере, в какой она доминирует на земле, на воде и в воздухе. При существующем Договоре по ПРО эта задача не выполнима, о чем ясно говорится в докладе комиссии Рамсфельда (Rumsfeld) о роли США в космосе, выпущенном в начале этого года.
Договор по ПРО также ограничивает создание систем противоракетной обороны, располагающихся на воде. По данным Центра политики в сфере безопасности, Пентагон сообщил г-ну Бушу, что Договор запрещает использование радаров, размещаемых на крейсерах, оснащенных системой "Aegis" (универсальная радиолокационная и ракетная система, размещаемая на военных кораблях США - прим. пер.), для наблюдения за следующими испытаниями наземных противоракетных систем. Соединенные Штаты используют эти радары уже на протяжении пяти лет для слежения за китайскими ракетами, сообщает бывший руководитель программы Центра оборонных исследований Хэнк Купер (Hank Cooper). Это не то, чего бы хотел видеть г-н Буш в каком бы то ни было обновленном Договоре.
Однако это не означает, что не существует должных причин для ведения переговоров с российским президентом. В политическом плане, одобрение г-на Путина в той или иной мере нейтрализует таких критиков противоракетной обороны, как сенатор от штата Мичиган Карл Левин (Carl Levin). Если даже русские не возражают на уход от Договора, заключенного во времена "холодной войны", то как могут возражать заседающие в Сенате демократы?
Соглашение также будет предусматривать продолжение сокращения и российских и американских ядерных арсеналов. Данный вопрос, судя по всему, является приоритетным для г-на Путина, и это хорошо и для нас. Сообщается, что г-н Путин хочет свести арсеналы каждой стороны к количеству в полторы тысячи ядерных боезарядов на стратегических носителях, в то время как Соединенные Штаты не желают опускать эту цифру ниже двух с половиной тысяч. Россия в настоящее время располагает примерно шестью тысячами ядерных боезарядов по сравнению с около семью тысячами, стоящими на вооружении США. По Договору СТАРТ-2 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - прим. пер.) обе страны уже договорились о сокращении своих ядерных арсеналов до уровня в три с половиной тысячи.
Наша точка зрения заключается в том, что за пределами определенного минимального уровня - возможно, даже меньшего, чем две с половиной тысячи ядерных боезарядов - количество уже не имеет большого значения. Гораздо большее значение имеет необходимость большей прозрачности, то есть, меньшей секретности по поводу того, что у русских есть, где они это держат и что они с этим могут сделать. Однако в мире вооружений оборонительного характера наступательные арсеналы имеют меньшее значение, и мир становится более безопасным.
Говоря в целом, можно отметить, что г-н Буш сейчас приближается к своей цели, потому что он всегда настойчиво преследовал ее. В свою очередь, г-н Путин, судя по всему, хочет оказать услугу Соединенным Штатам, так как у него есть другие проблемы, и потому что он знает, что он не сможет остановить г-на Буша в любом случае. При нынешних тенденциях, в следующем месяце на ранчо президента Буша в Кроуфорде Договор по ПРО может рассыпаться на кусочки.