Для президента России Владимира Путина и президента США Джорджа Буша (George Bush) дорога в Кроуфорд (ранчо президента Джорджа Буша в Кроуфорде, штат Техас - прим. пер) - и сложная для выполнения задача пересмотра правил контроля за вооружениями - возможно, сделала последний свой поворот здесь, в Шанхае.
Главы двух государств заявили, что они добились прогресса в устранении разногласий по вопросам, касающимся Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года. Еще до встречи с американским президентом г-н Путин сказал своим ближайшим помощникам и сопровождающим его лицам, что он готов согласиться с требованием американской стороны об изменении Договора по ПРО при условии, что г-н Буш не решит полностью выйти из договора.
Г-н Путин подчеркнул, что он и г-н Буш "понимают, что они могут достигать соглашения".
Г-н Буш заявил, что ему и г-ну Путину в предстоящие недели предстоит проделать некоторую работу. Однако если язык жестов и выражаемое взаимное признание что-нибудь означают, то заключение соглашения уже близко, и возможно, оно станет венцом встречи Буша и Путина в следующем месяце, которая впервые пройдет на американской земле.
Г-ну Бушу явное решение российской стороны согласиться на изменения в структуре Договора по ПРО может помочь в выполнении главной задачи в сфере национальной безопасности - разработке системы противоракетной обороны. Для этого будет проведена серия испытаний противоракетных технологий, которую Пентагон планирует начать ближайшей весной.
Если же г-н Буш решит выйти из Договора, то это решение может оказаться дестабилизирующим фактором, особенно в свете беспокойства европейцев по поводу односторонних действий Соединенных Штатов.
К тому же, русские по-прежнему считают Договор по ПРО полезным. Г-н Путин заявил: "Мы считаем, что этот Договор является важным элементом мировой стабильности".
Г-н Путин также открыто предупредил, что разрушение Договора по ПРО - а в дополнение к нему и тридцатилетнего наследия в виде соглашений о контроле за вооружениями - приведет к тому, что такие ядерные страны, как Индия и Пакистан по-прежнему будут игнорировать ограничения в сфере нераспространения (ядерного оружия и технологий - прим. пер.).
Таким образом, точка зрения г-на Путина, заключающаяся в том, что Договор по ПРО может быть "растянут" таким образом, чтобы в его рамках возможно было проводить американские программы испытаний, может возобладать и в Москве, и в Вашингтоне.
Сообщая о своих взглядах высокопоставленным помощникам и кругу сопровождающих его в поездке журналистов, г-н Путин, похоже, готовит российский политический истеблишмент и российскую общественность к тому, что он считает неизбежным.
С этой точки зрения, у России нет иного выбора, кроме как соглашаться с происходящим, так как администрация Буша решительно настроена переключиться на новый набор наступательных и оборонительных вооружений. Эти изменения необходимы, чтобы противостоять угрозам, ожидаемым со стороны таких государств, как Северная Корея и Ирак, или от групп, которые приобретут возможность доставлять оружие массового поражения при помощи межконтинентальных баллистических ракет.
Что г-н Путин хочет получить взамен, это, судя по всему, более заметная роль для России в вопросах европейской безопасности. России необходима значимая доля уважения, роль в международных отношениях и более тесное сотрудничество с Вашингтоном и НАТО. Москва также добивается признания того, что она является буфером между Европой и воинствующим исламом, против которого она борется в Чечне и против которого Соединенные Штаты ведут боевые действия в Афганистане.
"Они (русские - прим. пер.) не хотят оказаться в изоляции", - заявил чиновник из администрации Буша.
Г-н Путин также дал понять, что он желает значительного взаимного сокращения американских и российских ядерных арсеналов. Россия более не может позволять себе содержать свое ядерное оружие.
Г-н Буш прибыл в Китай, имея некоторый стимул для решения данных вопросов - сообщение, переданное российскому министру иностранных дел, Игорю Иванову, о том, что Соединенные Штаты приняли решение о деталях значительных односторонних сокращений своего стратегического ядерного арсенала.
Это решение, которое еще не предано широкой огласке, не предусматривает снижение уровня до 1500 боеголовок, как предлагали русские, однако представитель администрации отметил, что русские были довольны результатом. По договору СТАРТ-2 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - прим. пер.), подписанному в 1993 году, арсеналы подлежали сокращению до 3500 боеголовок у каждой стороны, однако продолжающиеся споры до сих пор не позволили Договору вступить в силу.
"Мы не дошли до того уровня цифр, который хотят видеть русские, однако наши цифры были такими, каких они ожидали", - сообщил представитель администрации.
В прошедшем июле, во время встречи в Генуе, г-н Путин и г-н Буш согласились объединить вопрос о сокращении наступательных вооружений с любыми дискуссиями об изменении Договора по ПРО.
Значительные сокращения американских ядерных арсеналов сделают решение г-на Путина по Договору по ПРО более приемлемым для российского военного руководства, которое, как сообщается, недовольно тем, что г-н Путин получает слишком мало в обмен на свою гибкость.
Кроме того, сообщается, что г-н Путин объяснил сопровождающим его лицам, что он не будет настаивать на существовании какой бы то ни было российской "зоны интересов" в Средней Азии. Это является еще одним признаком согласия принять неизбежное, в то время как американские силы специального назначения и поисково-спасательные подразделения уже разместились в Узбекистане, по соседству с несколькими тысячами российских военнослужащих, охраняющих таджико-афганскую границу.
По словам лица, присутствовавшего во время продолжительного выступления руководителя России, сделанного им в эти выходные, г-на Путин сказал, что он более чем охотно согласится на увеличение военной помощи Запада Грузии, если это поможет ее президенту, Эдуарду Шеварднадзе, установить более плотный контроль над прозрачной границей между Грузией и Чечней, и предотвратит использование Грузии в качестве убежища для чеченских боевиков, сражающихся против российской армии.
Руководитель России также приберег несколько советов для г-на Буша, касающихся Афганистана, так как он был обеспокоен попытками включить так называемых умеренных представителей движения "Талибан" в будущее новое правительство. Это будет ошибкой, сообщил г-н Путин сопровождающим его лицам, поскольку в исламском фундаменталистском правительстве нет умеренных. Также сообщается, что г-н Путин возражает против распространения военной кампании на Ирак, в котором Россия имеет обширные финансовые интересы.
Как бы то ни было, есть все основания полагать, что г-н Путин и г-н Буш стоят на пути глубокого пересмотра взглядов во время их встреч в Вашингтоне и на ранчо в Кроуфорде в следующем месяце.
Хорошие личные отношения между г-ном Бушем и г-ном Путиным были особенно заметны, когда они разговаривали в неофициальной обстановке, прогуливаясь по Шанхаю, одетые в традиционные китайские рубашки, сшитые из одного синего шелка.
Сообщается, что г-н Путин с волнением относится к визиту на ранчо г-на Буша. По словам члена сопровождающей г-на Путина делегации, когда он принимал приглашение президента США, он сказал, что с нетерпением ожидает возможности покататься верхом. Однако г-н Буш, судя по всему, охладил ожидания российского лидера, объяснив, что его любимым средством передвижения по ранчо является джип.