Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Суета вокруг проблемы политического будущего Афганистана

Жизнь после талибов

Суета вокруг проблемы политического будущего Афганистана picture
Суета вокруг проблемы политического будущего Афганистана picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера президент России побывал с неожиданным блиц-визитом в Таджикистане. Вместе с руководством Северного альянса он решал вопрос о будущем составе правительства Афганистана. Судя по всему, президент не желает, чтобы после ухода талибов политику Кабула определяли единолично американцы. К тому же, кроме американцев, совсем не против поучаствовать в политическом обустройстве этой страны и Европейский союз, который даже посвятил этой проблеме весь свой только что завершившийся саммит

В Афганистане и вокруг него возникла "непростая ситуация", так обосновал свое неожиданный визит в субботний вечер в таджикскую столицу Душанбе близкий к Путину министр обороны Сергей Иванов. Первоначально совещаться с руководством Северного альянса во главе с изгнанным талибами в 1996 году из Кабула президентом Бурхануддином Раббани (Burhanuddin Rabbani) собирались только Иванов и глава ФСБ Николай Патрушев. Однако специальный самолет Путина, который в рамках шанхайского форума встречался с Бушем (Bush), вместо Москвы взял курс на Душанбе. Там состоялась трехсторонняя встреча, в которой наряду с Путиным и Раббани принял участие президент Таджикистана Имомали Рахмонов.

Тема важная: состав афганского правительства после свержения талибов. Решение о его составе грозит стать первым испытанием на прочность созданной Вашингтоном из ничего антитеррористической коалиции. Дело в том, что НАТО, Россия, Пакистан и в известной мере Иран представляют собой далеко не единую команду и порой преследуют в регионе взаимоисключающие интересы. Важной целью противников талибов является проведение демократических выборов, самоопределение афганского народа в вопросе своего собственного будущего, заявил Раббани после завершения встречи. Другие государства могут лишь оказывать поддержку этому процессу. Вмешательство извне, что однажды уже помогло талибам прийти к власти, приведет, по его словам, лишь к появлению нового очага напряженности.

Раббани категорически отверг возможность участия представителей режима "Талибан" в переходном правительстве. Такую же позицию занял Рахмонов. По его словам, эту точку зрения разделяет и министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер (Joschka Fischer), с которым он незадолго до этого встречался. Путин присоединился к мнению обоих коллег, заявив, что умеренное крыло режима "Талибан" скомпрометировало себя сотрудничеством с международным терроризмом. Это движение, сказал он, необходимо нейтрализовать и как военную, и как политическую силу. Буш и государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell), продолжил он, "проявили понимание" ситуации.

Однако понимание не обязательно означает согласие. Поэтому можно говорить, что в настоящее время конкурируют две концепции, которые вряд ли можно привести к общему знаменателю. Стабильность, которая могла бы выбить почву из-под ног террористов, возможна лишь при условии создания правительства, в котором были бы представлены пуштуны, правившие в Афганистане до советского вторжения. Причем в количестве, соответствующем их численности среди населения страны (55 процентов). Их элита находится или была, за редким исключением, в связи с талибами, с помощью которых она надеялась вернуть свой прежний статус-кво.

Вашингтон и Пакистан, который вынужден учитывать наличие в своей стране большой диаспоры пуштунов и поэтому не приемлет идею создания в Кабуле правительства меньшинства из представителей Северного альянса, развили по этой причине бурную деятельность. С одной стороны, часть мест в создаваемом бывшим королем Захиром Шахом (Zahir Schah) объединенном совете должна отойти умеренным талибам. Чтобы форсировать начинающийся раскол в движении, пакистанская спецслужба ISI к тому же активно подстрекает пуштунов к восстанию на юго-западе Афганистана, где талибы никогда не чувствовали себя уверенно. Именно такая конфигурация правительства, предусматривающая, среди прочего, верность королю, должна поставить Северный альянс в затруднительное положение, если его руководство, вопреки состоявшимся договоренностям с королем, начнут штурм Кабула еще до того, как появится коалиционное правительство.

Сегодня Путин встречается в Москве с премьер-министром Франции Лионелем Жоспеном (Lionel Jospin) и среди прочего будет обсуждать вопрос о сотрудничестве против терроризма.