Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трудный поиск ╚умеренных╩ талибов

Делать вид, что все ищут решение афганского вопроса, √ требование времени

Трудный поиск ╚умеренных╩ талибов picture
Трудный поиск ╚умеренных╩ талибов picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Вашингтоне война между добром и злом пока ещё имеет ясную линию фронта, однако чем ближе к полю битвы, тем больше его контуры исчезают в песочных плывунах. В конце прошедшей недели это продемонстрировал Пакистан. Свержение руководства режима ╚Талибан╩ наряду с уничтожением организации ╚Аль Каида╩ является сегодня важнейшей военной целью ╚альянса против террора╩

В Вашингтоне война между добром и злом пока еще имеет ясную линию фронта, однако чем ближе к полю битвы, тем больше его контуры исчезают в песочных плывунах. В конце прошедшей недели это продемонстрировал Пакистан. Свержение руководства режима "Талибан" наряду с уничтожением организации "Аль Каида" является сегодня важнейшей военной целью "альянса против террора". Однако партнеру по альянсу Пакистану это не помешало принять в Исламабаде для проведения консультаций полевого командира армии талибов и уполномоченного министра по делам племен Джалалуддина Хаккани (Jalaluddin Haqqani). И вместо того, чтобы того арестовать, пресс-секретарь министерства иностранных дел называет его героем в войне против коммунизма, внесшего существенный вклад, в "ликвидацию Советского Союза и освобождение Средней Азии".

На кону правдоподобность усилий

Странная сцена дает некоторое представление о запутанной игре, которую ведет все растущее число фигур и групп, вставших на путь поиска будущего решения афганской проблемы. Она показывает также сомнительные усилия пакистанского правительства в том, чтобы отстоять свои собственные интересы, что касается будущего политического урегулирования в Афганистане. Поскольку в прошлые годы оно поставило все на карту учеников ислама, теперь Исламабад пытается найти среди них "умеренных" талибов. Для врагов талибов, таких, как Индия, Россия, Иран и Северный альянс, само это понятие заключает в себе противоречие. Министр иностранных дел Индии назвал его оксюмороном, сомневается, что такое понятие существует, и его немецкий коллега. Однако президент Мушарраф (Musharraf) знает многих умеренных талибов, с мнением которых, разумеется, необходимо считаться при урегулировании афганской проблемы. Тем самым, он принуждает США ставить на карту искренность своих действий. Во время своего последнего визита в Исламабад американский государственный секретарь Пауэлл (Powell) ушел от этого вопроса. Он говорил о руководстве режима "Талибан", которое необходимо нейтрализовать, но также сказал, что двери остаются открытыми для "осознающих ответственность элементов".

Поэтому и происходит такое, что полководцев режима "Талибан" со всеми почестями встречают в Исламабаде в то время, как американские подразделения специального назначения с угрозой для жизни продвигаются на ощупь в афганской ночи, чтобы отыскать таких людей, как Хакками. По пакистанским меркам Хпакками совсем и не талиб, а независимый полевой командир. Если этому соответствует то, что в 1996 году он вышел из состава рассорившегося между собой правительства моджахедов и поставил свою милицию на службу талибам. Он стал их важнейшим союзником в борьбе против Северного альянса, однако не отдал в подчинение свои войска этим ученикам ислама и сохранил свою власть в провинциях Пактиа и Пактика на границе с Пакистаном. Он мог это себе позволить, поскольку считался доверенным лицом пакистанской спецслужбы ISI, для которой он создал в окрестностях города Хост ряд учебных центров для воинственных кашмирских группировок. Есть вероятность того, что его защитой пользовался также Усама бен Ладен (Osama Bin Laden), ведь, его учебные центры, уничтоженные американскими крылатыми ракетами в 1998 году, находились в Хосте. Недавно принятое Мулло Омаром (Mullah Omar) решение о назначении Хаккани главнокомандующим войск талибов рассматривается в Исламабаде как ход, который поставит этого человека в еще большую зависимость от него.

"Удобные креатуры"

Появление Хаккани в Исламабаде может быть ответным ходом Пакистана. И то, что американцы в ходе своей операции пока щадили Хост, объясняется тем, что на этом настаивал Мушарраф, который настойчиво навязывает кандидатуру Хаккани в качестве вероятного перебежчика. Однако Хаккани не был бы афганцем, если бы дал себя так просто купить. В то время, как правительство превозносило его как героя-моджахеда, Хаккани дает интервью газете "News" в школе своего друга Зами уль-Хак (Sami ul-Haq) под Пешаваром по изучению Корана. Вместо того, чтобы взять на себя роль посредника, он ополчился на американцев, издеваясь над ними как "удобными креатурами", прибытия которых он страстно ждет.

"Даже если они возьмут города и посадят правительство, мы уйдем в горы и в долгой партизанской войне снова освободим свою страну от неверных". Он отвергает даже правительство, которое бы пользовалось широкой поддержкой, поскольку оно, по его словам, было бы "светским". Ни один талиб не пойдет на союз с правительством, состоящим из российских, американских и индийских марионеток. Когда же речь зашла о бен Ладене, он добавил несколько слов, полных сарказма: "Я могу Вас заверить, что Усама не только здоров, но и находится в хорошем настроении". При такой широте натуры этого человека Пакистан должен, видимо, начинать поиски "умеренных" талибов заново. Наряду с Хакками на роль снаряда, разрывающегося в канале ствола, пробовались также министр иностранных дел режима "Талибан" Вакил Мотаваки (Wakil Motawaki) и другие кандидаты, такие, как министры Абдул Кабир (Abdul Kabir) и Амир Хан Мутаки (Amir Khan Mutaqi), которые в настоящее время очень резко отзываются о США. По этой причине Исламабад вынужден открывать двери и для противников талибов. При этом он делает ставку на скрытое недоверие, существующее между бывшим королем Захир Шахом и Северным альянсом. На прошлой неделе по согласованию с Пакистаном в Рим летал Сайед Гилани (Syed Gilani), руководитель умеренной исламской партии из состава прежней коалиции моджахедов, существовавшей в 80-е годы. После встречи с Захир Шахом Гилани заявил, что они достигли "полного" согласия. "Нашей целью всегда было привлечение умеренных талибов в будущее правительство, и король разделяет нашу точку зрения", - сказал он.

Планировавшуюся на конец прошлой недели в Пешаваре встречу представителей всех группировок, не входящих в союз с режимом "Талибан", пришлось перенести на среду. По официальной версии у Гилани должно быть время, чтобы поспеть на эту встречу. Неофициально же утверждается, что перенос встречи вызван тем, что стоит задача предотвратить открытое проявление растущих разногласий. Всемирный "альянс против террора" - не единственный, кто вынужден искать бактерии по имени "умеренные" талибы, даже если таковых вообще не существует в природе.