Вашингтон - Проведя первые ознакомительные встречи, президент США Буш (Bush) и президент России Владимир Путин займутся обсуждением имеющих большое значение вопросов контроля над вооружениями во время ноябрьского саммита, который может определить будущее планов г-на Буша касательно создания системы национальной противоракетной обороны.
В выходные, на международном саммите в Шанхае, оба лидера были одеты в одинаковые шелковые рубашки, предоставленные им принимающей стороной. По окончании их следующей встречи, которая будет проведена на ранчо г-на Буша в Кроуфорде, штат Техас, они могут надеть что-либо из грубой хлопчатобумажной ткани - в знак перехода от церемоний к работе.
Техасские обсуждения сфокусируются, скорее всего, на конкретных вопросах и точных цифрах - президенты будут решать, каким образом Соединенные Штаты могут создать систему противоракетной обороны, которая устроит русских. В данном контексте, этот саммит уже приобретает вес, которого не имели три предыдущие встречи.
Встреча в Шанхае породила ощущение, что два лидера добились значительного прогресса, чтобы Россия сняла свои давние возражения против планов создания противоракетной обороны, одновременно с осуществлением новых сокращений наступательных вооружений Москвы и Вашингтона.
Если это произойдет, то ноябрьский саммит, для подготовки которого в Вашингтоне уже собирается российская передовая группа, будет являться решающим шагом в укреплении все более теплых отношений между г-ном Бушем и г-ном Путиным.
Высокопоставленный чиновник администрации Буша, известный своей приверженностью жесткой линии в отношениях с Россией, заявил после шанхайской встречи, что никакого особенного прогресса по вопросам противоракетной обороны достигнуто не было.
Чиновник, который попросил не называть его имя из-за чрезвычайно секретного характера предмета обсуждений, упомянул о том, что два лидера не смогла детально поговорить о сокращениях наступательных вооружений, которые, как считает Россия, должны сопровождать каждый шаг на пути создания противоракетного щита.
А официальные лица Пентагона не смогли преодолеть разногласий с гражданскими руководителями по поводу уровня, до которого Соединенные Штаты готовы сократить свои ядерные арсеналы.
По действующему в настоящее время договору, Россия и Соединенные Штаты могут иметь по 3000 и 3500 ядерных зарядов на стратегических носителях, соответственно. Однако, раз США и Россия намереваются пересмотреть соглашение 1993 года СТАРТ-2 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений - прим. пер.), ожидается, что Соединенные Штаты предложат снизить количество до уровня ниже 2500 боеголовок, возможно, до 2100 или 2200 боеголовок, отмечают эксперты в сфере контроля над вооружениями.
"У нас будут точные цифры до Кроуфорда, - сообщил высокопоставленный помощник г-на Буша, имея в виду техасский саммит. - Однако я считаю, что от встречи в Кроуфорде будет зависеть многое".
Прибытие г-на Путина в Вашингтон запланировано на 12 ноября, возможно, после того, как он сделает остановку в Нью-Йорке, где осмотрит разрушения, причиненные 11 сентября. Его встречи с г-ном Бушем запланированы на следующий день в Вашингтоне и затем на 14 ноября на ранчо г-на Буша в Кроуфорде.
На пресс-конференции, данной двумя лидерами в воскресенье в Шанхае по окончании их третьей встречи, г-н Путин выказал готовность продвигать взаимоотношения вперед, несмотря на разногласия. Используя зачастую высокопарный язык переговоров по контролю над вооружениями, г-н Путин заявил, что настало время найти способ выработать детали сокращения стратегических наступательных вооружений, причем таким образом, чтобы обе стороны могли проверять друг друга.
"Теперь задача заключается в том, чтобы выработать параметры этих сокращений, выработать надежный и контролируемый способ снижения ядерных потенциалов России и США", - заявил г-н Путин.
Однако настоящим камнем преткновения является будущее Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, который, в его нынешней редакции, будет нарушен, если Соединенные Штаты продолжат осуществлять разработку, испытания и создание противоракетной обороны.
"В вопросах противоракетной обороны мы также продвинулись вперед, - заявил президент России. - Во всяком случае, я полагаю, что у нас есть понимание того, что мы можем достичь некоторых договоренностей с учетом национальных интересов России и Соединенных Штатов, с учетом необходимости укрепления международной стабильности в этой важнейшей сфере".
Его высказывания вызвали у Джозефа Cиринcионе (Joseph Cirincione), эксперта в области контроля над вооружениями, предположение, что г-н Путин стремится заключить соглашение, предусматривающее сокращение наступление американских наступательных вооружений, и одновременно позволяющее неофициально пересмотреть Договор по ПРО. Это позволит г-ну Бушу предпринять следующие шаги по осуществлению программы противоракетной обороны, так как новые испытания или начало строительных работ не будут считаться нарушением.
"Они пытаются найти золотую середину", - говорит г-н Сиринсионе, ведущий научный сотрудник, руководитель программы по проблемам нераспространения оружия массового уничтожения вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир.
Димитри Саймс (Dimitri Simes), директор Центра Никсона (Nixon Center), специализирующегося на вопросах национальной безопасности, сказал, что два лидера, несомненно, расстались в Шанхае полные оптимизма, что в последующие три недели их помощники смогут подготовить почву для достижения прогресса в Кроуфорде.
В основе движения вперед лежит понимание г-ном Путиным, прагматичным политиком, того, что отношения России с Соединенными Штатами более важны, чем продолжение шумных споров по поводу Договора по ПРО, считает г-н Саймс.
"Он понял, что занимать ошибочную позицию по второстепенному вопросу не имеет смысла", - заявил г-н Саймс.