Для Джорджа Буша (George Bush) формулирование определения терроризма - простая задача. Выступая на прошлой неделе в Шанхае, он назвал врагов Америки злостными убийцами и глобальными преступниками, выступающими против культуры и прогресса. Террористов нельзя игнорировать или утихомирить; раз они угрожают всем, они должны быть уничтожены. "Этот конфликт является борьбой за спасение цивилизованного мира, - объявил г-н Буш. - Это самая неотложная задача нашего времени". Другое простое определение г-на Буша, заключающееся в том, что те, кто поддерживают терроризм, настолько же плохи, как и сами террористы, повторяется с самого начала. В своем обращении, сделанном вечером 11 сентября в Овальном кабинете, г-н Буш предупредил мир, что он не будет "делать различий между террористами, совершившими эти акты и теми, кто предоставляет им убежище".
Эти утверждения основываются на предпосылках, которые остались практически непроверенными, несмотря на океаны чернил, потраченные на освещение "войны с терроризмом". Одна из главных предпосылок говорит о том, что г-н Буш является человеком, наилучшим образом подходящем для того, чтобы быть судьей человеческого прогресса и защитником мировой культуры. Это спорная идея. Другая предпосылка основывается на его деятельности по объединению "цивилизованного мира". Какие части мира г-н Буш считает нецивилизованными? Кто-то скажет, что это Афганистан, другие могут назвать таковым западный Техас. Призывая к уничтожению терроризма, г-н Буш как-то потребовал, что Усама бен Ладен (Osama bin Laden) должен быт взят "живым или мертвым". Это предполагает, что право принятия решения о жизни или смерти является прерогативой президента США. Сейчас становится видно, что он, как римский император наших дней, действительно полагает, что это так. Г-н Буш разрешил ЦРУ убить бен Ладена и его сторонников даже без намека на проведение судебного разбирательства или же хотя бы показного обращения к международному праву. Осудив в свое время не имеющую оправдания политику Израиля убивать подозреваемых в террористической деятельности террористов, г-н Буш теперь бодро вслед за Ариэлем Шароном (Ariel Sharon) применяет эту обреченную на провал тактику. Даже лояльный Тони Блэр (Tony Blair) дистанцировался от этих последних выходящих за все рамки заявлений.
И вдобавок ко всему, упрощенные определения терроризма, данные г-ном Бушем, имеют гораздо более серьезные, парадоксальные последствия. Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Куба, Северная Корея и Судан перечислены (именно в этом порядке) Государственным департаментом США как "государства, являющиеся спонсорами международного терроризма". Следуя его собственным заявлениям, г-н Буш должен вести войну также и с ними. Совершенно очевидно, что он ее не ведет (пока). Сирия и Иран в частности оказывают неожиданно большую помощь после 11 сентября. С другой стороны, возможно, он ее (войну - прим. пер) ведет, так как оба этих государства поддерживают Хизбуллу (Hizbulla) и организацию "Хамас". Г-н Буш охотно принимает поддержку Исламабада. Однако, принимая во внимание связь Пакистана с восстанием в Кашмире, не должен ли он присоединиться к Индии в осуждении Пакистана как "террористического государства"? В свою очередь, не поддерживает ли Индия тайно тамильских "террористов" в Шри-Ланке? Более того, Россия и Китай, новые партнеры г-на Буша по коалиции, являются, если посмотреть на них с другой точки зрения, самыми главными проводниками "государственного терроризма". Террористическое насилие в Северной Ирландии и Стране Басков (Basque Country, автономная область на севере Испании - прим. пер.) хотя и не затрагивает весь остальной мир, также нуждается в более глубоком, совместном осмыслении.
Когда в следующий раз г-н Буш будет говорить о том, что мир изменился после 11 сентября, он должен будет основательно подумать о том, что он имеет в виду. Что действительно изменилось, так это общественное сознание Америки и собственные приоритеты г-на Буша. Что не изменилось, так это его очевидно узкое видение сложного, противоречивого, взаимосвязанного мира, в котором не существует простых определений и легких ответов. Организация Объединенных Наций обсуждает в настоящее время, что является основой для терроризма, с тем, чтобы создать всеобъемлющую, согласованную базу для борьбы с ним. А тем временем г-н Буш должен прекратить представлять свою войну как битву за спасение цивилизации, нацелиться на выполнение определенных задач в Афганистане, и действовать в рамках закона.