Первым и почти уже достигнутым результатом американской антитеррористической кампании стали новые российско-чеченские мирные переговоры. До конца октября в Москве намерены встретиться чеченский посредник Ахмед Закаев и представитель президента на юге России Виктор Казанцев. Одновременно генерал Вячеслав Тихомиров заявил, что сейчас в Чечне не будет проводиться крупномасштабных военных операций, предусмотрены лишь отдельные акции по задержанию боевиков.
Военные уходят, милиция выдвигается
Военные уходят на второй план, милиция и политики - на первый. Тем самым, может быть реализован план, с которым Путин выступил в одном из телевизионных обращений накануне визита в Германию: переговоры о разоружении, интеграция боевиков в мирную жизнь и изоляция зарубежных покровителей террористов. Однако до сегодняшнего дня непонятно, кто, собственно, и с кем собирается встречаться, и считать ли эту встречу "переговорами" или "разговорами".
Заявления по этому поводу очень противоречивы. Виктор Казанцев сообщил, что Закаев позвонил ему в Грозный и попросил его об организации встречи в Москве. Вести переговоры не о чем, сказал Казанцев, надо говорить о разоружении боевиков и их интеграции в политическую жизнь.
В свою очередь, Закаев заявил, что речь идет о том, чтобы определить рамки переговоров и определить вопросы, которые необходимо обсудить, начиная от завершения боевых действий и кончая возвращением беженцев и решения политических и экономических проблем. Представитель Кремля Сергей Ястржембский сказал, что предстоящаую встречу ни в коей мере не следует рассматривать как начало нового диалога между Москвой и Грозным.
Верный Москве глава чеченской администрации Ахмед Кадыров заявил даже, что попытка представить встречу как переговоры является уловкой чеченского президента Аслана Масхадова, который хочет создать видимость равноправных переговоров. В действительности можно говорить лишь о месте, времени и условиях разоружения.
Тем не менее, предстоящая первая официальная встреча уполномоченного Путина и Масхадова с момента начала войны два года назад является, судя по всему, шагом в направлении разрешения конфликта. Это стало возможным благодаря политическим изменениям в США и Европе. Канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) пообещал Путину в Берлине свою сдержанность в вопросе с Чечней.
Один из представителей президента США Джорджа Буша (George Bush) согласился с Путиным, что все чеченские политики и отряды боевиков должны порвать свои контакты с международной сетью террористических организаций. С терроризмом в Чечне, по его словам, необходимо покончить, конфликт между сепаратистской республикой и Россией, однако, может быть решен только политическими средствами. Этот поворот в позиции Запада - действительно нечто новое в ситуации. Поскольку то, что в Чечне в военном плане создана патовая ситуация, нельзя было не видеть и несколько месяцев назад.