Вашингтон, 25 октября 2001 года. Администрация Буша-младшего (George W. Bush), намереваясь заключить с Россией соглашение о стратегических наступательных и оборонительных вооружениях, отложила три испытания систем слежения для планируемой национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которые, как заявил сегодня министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld), могут быть интерпретированы как нарушение Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года.
Заявление г-на Рамсфельда прозвучало всего через четыре дня после того, как президент России Владимир Путин, стоя рядом с г-ном Бушем-младшим в Шанхае, заявил, что две страны достигли "взаимопонимания", что может быть заключено соглашение - что большинством было расценено как свидетельство того, что два президента намереваются внести существенные изменения в Договор по ПРО. Президент Буш-младший и его высшие советники по национальной безопасности утверждают, что этот договор совершенно не пригоден для нынешних условий (в Шанхае г-н Буш-младший назвал его "опасным") и должен быть коренным образом переработан или вообще аннулирован.
Сегодняшнее заявление г-на Рамсфельда, очевидно, имеет целью дать г-ну Бушу-младшему максимум переговорной свободы в дни, предшествующие 12 ноября, когда сюда должен прибыть г-н Путин с трехдневным визитом, который может завершиться подписанием соглашения, переопределяющего отношения между двумя странами в области стратегических вооружений.
В среду г-н Буш-младший встречался с комитетом начальников штабов и со своей командой советников по национальной безопасности для обсуждения другого элемента стратегического уравнения: пересмотра состояния ядерных сил Америки, который может завершиться предложением о крупных сокращениях в его арсенале стратегических систем оружия. Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) в ближайшие дни скорее всего доведет смысл этого предложения до России, идя навстречу пожеланию г-на Путина, чтобы вопрос НПРО США был увязан, пусть даже слабо, с вопросом сокращения стратегических арсеналов сторон.
На сегодняшнем брифинге в Пентагоне ((министерство обороны США - прим. пер.) г-н Рамсфельд сказал, что три испытания систем слежения за ракетами (два, запланированные на среду, и один - на 14 ноября) отложены до завершения дискуссий между двумя президентами. "Мы сказали, что не станем нарушать Договор по ПРО, пока он остается в силе, - заявил г-н Рамсфельд, которого считают самым убежденным сторонником политики "продвижения далее Договора по ПРО" в американской администрации. - "В последние дни мы, исходя из стремления избежать обвинений в том, что мы не держим данных нами обещаний, добровольно ограничили нашу программу испытаний своей системы обороны от баллистических ракет".
Два высокопоставленных чиновника Белого дома сегодня сообщили, что, хотя идея отложить запланированные испытания системы НПРО исходила от г-на Рамсфельда, она, по словам одного из них, "подверглась серьезным обсуждениям здесь". "Не было нужды делать что-то, что некоторые в России могли бы счесть провокационным, особенно в такой деликатный момент", - сказал один из чиновников.
Перед визитом в США г-на Путина планируется провести несколько встреч с представителями России, но кажется все более вероятным, что соглашение будет - если будет вообще - заключено на переговорах между двумя президентами в следующем месяце. Сегодняшнее заявление г-на Рамсфельда, вполне возможно, послужило двум политическим целям. Оно позволило прямодушному министру обороны синхронизировать позицию своего ведомства с очевидным желанием Белого дома достичь соглашения с Россией в следующем месяце. Но оно также послужило предупреждением сторонникам НПРО США о том, что, пока не будет отменен, расширен или нейтрализован Договор по ПРО, он не может продолжать те активные испытания, которые необходимы для развертывания высокоэффективной системы НПРО.
Высокопоставленные чиновники американской администрации подтвердили, что не так давно г-н Рамсфельд направил г-ну Бушу-младшему послание, в котором выразил свое желание ускорить исследования по программе НПРО. "В послании было выражено мнение, что нам следует дать общественности понять, что мы откладываем (испытания) из-за Договора по ПРО, - сказал один из чиновников. - В послании было выражено мнение, что нам следует дать понять общественности, что нас все еще тормозит Договор по ПРО". Сегодня один пожелавший остаться неназванным высокопоставленный представитель администрации заявил: "Я думаю, всегда находились такие, кто просто хотел выхода США из Договора по ПРО - и точка. Но большинство хотело облегчения. Не частичного облегчения. Не ограниченного облегчения. Не постоянных переговоров об изменениях, но существенного облегчения. Если нам удастся достичь с русскими взаимоприемлемой договоренности о том, чтобы двигаться дальше Договора по ПРО, чудесно. Такая договоренность может принять самые разные формы. Не, если нам не удастся выйти на что-то, что было бы взаимоприемлемым, мы осуществим свое право на выход (в одностороннем порядке) из Договора по ПРО".
Г-н Буш-младший, назвавший Договор по ПРО "пережитком 'холодной войны'", как сказали эти чиновники, не угрожал немедленным выходом из договора, когда встречался с г-ном Путиным в воскресенье в Шанхае. Советник г-на Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) отметила, что на этой встрече г-ну Путину не было названо никаких "предельных сроков" (выхода США из Договора по ПРО - прим. пер.). Однако г-н Буш-младший вновь подтвердил свою приверженность строительству НПРО США, заявив, что нападения 11 сентября сделали еще более важной для Соединенных Штатов способность защищаться от всего диапазона потенциальных угроз. Обе стороны сознают, что "предельный срок" для достижения нового стратегического соглашения становится все ближе, поскольку нельзя бесконечно переносить график испытаний (системы НПРО), которые запрещены Договором по ПРО.
Председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил сенатор Карл Левин (Carl Levin), демократ от штата Мичиган, сказал сегодня в интервью, что чувствует важную перемену в политике администрации в пользу достижения договоренности с Россией. "Я думаю, есть хорошие шансы, что им удастся выработать соглашение", - сказал г-н Левин, который выступает за испытания системы НПРО, но в рамках Договора по ПРО. Г-н Левин заявил, что ценность отложенных испытаний была "очень, очень незначительной по сравнению с негативными последствиями, которые наступили бы, если бы мы вышли из договора о контроле над вооружениями со страной, поддержка которой нам безусловно нужна в Афганистане, и с которой, хотелось бы надеяться, мы сегодня имеем совершенно новые взаимоотношения".
В ходе всех трех отложенных испытаний для сопровождения баллистической ракеты и ракеты-перехватчика, а также для получения других телеметрических данных должны были использоваться радиолокационные станции (РЛС) в составе ракетных комплексов "Aegis" на надводных кораблях военно-морских сил (ВМС) США. Ни в каких предыдущих испытаниях корабельные системы не использовались, ибо это запрещено Договором по ПРО. В Пентагоне группа контроля за соблюдением соглашения (Compliance Review Group), в обязанности которой входит следить за тем, чтобы все ныне осуществляемые работы (по программе НПРО США - прим. пер.) оставались в рамках Договора по ПРО, высказалась против проведения этих испытаний. Тем не менее, как заявил ответственный за связи с общественностью в Управлении по противоракетной обороне подполковник Ричард Ленер (Richard Lehner), испытание, ранее планировавшееся на среду, перенесено на конец ноября или на декабрь, однако корабельная РЛС в ходе этого испытания использоваться не будет.
Взгляды президента США Буша-младшего на Договор по ПРО с началом военной кампании в Афганистане, кажется, трансформировались в окончательное решение, когда он высказался за отказ от договора по ПРО. После встречи с г-ном Путиным в Генуе в июле г-н Буш-младший дал своей команде советников по национальной безопасности указание увязать консультации - не переговоры - по вопросу противоракетной обороны с крупными сокращениями арсеналов обеих стран. Г-ну Бушу-младшему видится новая основа взаимоотношений, где не будет никаких договоров, и он стремится привязать две страны друг к другу более широко, но и более свободно посредством торговых, экономических и военных связей.