Инесса Арманд - важная фигура в советской истории, причем скорее как символ того, что могло быть, чем в соответствии с тем, что ей реально удалось достичь. За короткий промежуток времени, начиная с революции 1917 года и до смерти в 1920 году, она сумела поставить вопрос о правах женщин и сыграть активнейшую роль в продвижении интересов организаций женщин большевиков. Кроме того она содействовала проведению таких мер, как создание общественных кухонь, которые позволили женщинам играть более активную роль в обществе. Не последнюю роль здесь сыграло ее личное влияние на Ленина, с которым она не раз вступала в дискуссии по политическим вопросам. Существуют предположения о том, что их отношения выходили за рамки просто товарищеских.
Занижение роли Инессы Арманд в политической жизни большевистской России частично обусловлено желанием замолчать подробности ее личной жизни с Лениным. Так например, Сталин угрожал Крупской, что назначит Инессу Арманд "официальной вдовой" Ленина, если первая будет вести себя недостаточно благоразумно. Естественно, что при этом Сталин преследовал свои политические цели. Наше время в этом отношении более сентиментально, нас интересуют подробности частной жизни великих людей. Биографу важно знать, что, когда, где и с кем они делали или не делали.
Майкл Пирсон (Michael Pearson) считает несомненным, как показывает название его книги, что Арманд и Ленина связывали более чем товарищеские отношения, хотя он и не приводит никаких аргументов в пользу своей точки зрения. Он обходит вниманием аргументы Р.С. Элвуда (R.C. Elwood), приведенные им в биографии Инессы Арманд и свидетельствующие о том, что отношения между Арманд и Лениным не включали сексуальной составляющей. Пирсон называет книгу Элвуда "ученической", что естественно свидетельствует о его собственных амбициях. По Пирсону, Инесса была единственной женщиной, кроме Крупской, в обращении к которой Ленин использовал интимное "ты". Она стала его возлюбленной во Франции, в большевистской партийной школе в Лонжюмо в 1911 году. Затем, поскольку ему нечего добавить, это событие затрагивается издалека, наполовину отрицается ("в ту осень они, возможно, перестали быть любовниками"). Потом оно ретроспективно трактуется как факт, пока, описывая отношения Инессы и Ленина в 1915 году, он не сообщает нам, что нет никаких свидетельств о "возобновлении их сексуальных отношений".
Мы возможно так никогда и не узнаем правды. Ими завладели другие страсти. Инесса, дочь французского оперного певца, рано ставшая сиротой, была воспитана в русской семье, в которой ее тетя работала гувернанткой. Позднее она вышла замуж за Александра Арманда, старшего сына. Однако воспитание в кругах высшей буржуазии, а Арманды имели фабрики по производству текстиля в Пушкино, не способствовало ее превращению в обычную жену и мать. Одного из своих детей она родила от Владимира, своего деверя, который заинтересовался радикальными политическими идеями во время обучения в Московском университете. Возможно, именно благодаря Владимиру, с которым она прожила некоторое время, Инесса приобщилась к политике. Позднее она приписывала возникновение интереса к политике знакомству с книгой Ленина "Развитие капитализма в России", которую прочла в Швейцарии в 1903 году. Спустя два года в ходе революционных событий 1905 года, она впервые попала в тюрьму.
Инесса была не первой женщиной своего сословия, которая попала в тюрьму. Многие видные женщины революционеры принадлежали к средним классам, и таких женщин было даже больше чем революционеров мужчин. Инесса, как Крупская и Александра Коллонтай, получила прекрасное образование и такие возможности для личного роста, о которых и не могли мечтать представители других классов. Этот опыт дал ей сознание социальной принадлежности (Арманды были образцовыми патриархальными производителями) и самоуверенность, ставшую основой для разрыва с социальной средой. Инесса вступала в дискуссии с Лениным по многим вопросам, в которых демонстрировала свои более радикальные взгляды, в особенности по вопросу свободной любви.
Разлука с детьми была одним из самых тяжелых испытаний в тюрьме и ссылке. В этом смысле, начиная с 1905 года, жизнь Инессы Арманд представляет собой пример трудностей, с которыми сталкивались женщины, ставшие революционерами. Несмотря на наличие туберкулеза, муж Владимир галантно сопровождал ее в ссылку на холодный север, откуда она потом в конце концов бежала за рубеж, он оказался замечательно терпимым человеком. В 1909 году в Париже Инесса в первый раз встретила Ленина и пришла в восторг от него. Во внутрипартийной борьбе в недрах социалистического движения она стала его одним из его наиболее доверенных сторонников и присоединилась к небольшой группе большевиков, предпринявших с ним путешествие в знаменитом пломбированном вагоне в Финляндию.
Пирсон, одна из последних книг которого была посвящена поездке в пломбированном вагоне, дает подробное описание тех революционных лет вплоть до смерти Инессы от холеры, последовавшей в возрасте 47 лет. Еще более наглядным свидетельством о ее жизни является прекрасная подборка фотографий, которыми снабжена книга. Здесь представлены характерные студийные фотографии, сделанные в конце XIX века. С этих фотографий она в полуулыбке глядит на читателя своими большими глазами. Там же есть несколько менее официальных фотографий, на которых она читает, дурачится и играет с детьми. На последней ее фотографии, сделанной в 1920 году незадолго до смерти, она все так же красива, но строга. Ее отсутствующий взгляд точно отражает отчаяние, о котором свидетельствуют ее дневники того времени. Чувствуется, что перед нами женщина, которая была не только чьей-то любовницей.