Секс. Вот, он. Продажный и вымоленный. Одинокий и разделенный. Нежный и страстный. В любви и без нее. Непристойный и насмешливый. Рисующийся и, даже, паясничающий. Все это на выставке Пикассо и эротика, самой большой и полной экспозиции на тему - для некоторых, "великую тему" художника из Малаги - существующей на сегодняшний день. На выставке, которая будет работать до 20 января 2002 года в Музее Пикассо в Барселоне, собраны 290 работ, среди которых картины, рисунки, гравюры, скульптуры и керамика, охватывающие весь творческий путь художника, благодаря чему, параллельно можно проследить эволюцию мастера с 1894 года, даты первого выставленного рисунка, сделанного в 12 лет, до 1972 года (Пикассо скончался через год, в 1973 году).
"Мне не кажется, что в работах Пикассо есть порнография или извращения, в том, что касается секса, - говорит Доменик Дюпуи-Лабб (Domenique Dupuis- Labbe), научный куратор выставки. - Наоборот, я думаю, что он был человеком свободного духа, здоровым, с большим желанием жить и наслаждаться жизнью. Он отражает различные стадии любви, так, как он в каждый момент переживал и чувствовал их". Экспозиция раскрывает это постоянное стремление жить и любить, сжигавшее Пикассо на протяжении всего его пути, и, которое, по мнению куратора, делает эротику "центром всех его произведений". Она полагает, что Пикассо эротичен, даже когда пишет натюрморты, и, потому, эта экспозиция могла бы быть еще больше.
Пикассо в зеркале выставки вы видите таким, каким захотели показать художника ее устроители: мастер, в произведениях которого секс можно назвать знающим, секс пожирателя женщин. В последние годы своей жизни он сделал серии гравюр, среди которых особенно выделяются Рафаэль и Форнарина (1968) и La Maison Tellier (1971) - которые в свое время кем-то были восприняты как отражение старческой немощи, но сейчас кажутся меланхолией, больше наполненной смехом, нежели горечью. Много секса откровенного в рисунках, сделанных в юности; большинство из которых принадлежит барселонскому музею, и впервые они были выставлены в 1979 году, в этом же самом музее, на выставке с тем же названием, что и настоящая.
Самые интимные, редко выставляющиеся работы художника - это рисунки, принадлежащие частным коллекционерам, а иногда и публичным собраниям. "В них нет стремления спровоцировать, потому, как большинство рисунков было сделано не для того, чтобы их выставлять, а для себя", - подчеркивает Доминик Дюпуи-Лабб. "Это произведения очень личные, очень интимные, мы узнали о их существовании только после того, как они стали появляться в публичных собраниях". Поэтому понятно, что до сих пор не была сделана столь обширная выставка на эту тему.
Инициатором идеи выступил художник и писатель Жан-Жак Лэбель (Jean-Jacques Lebel), она сразу была подхвачена директором парижского музея Пикассо, Жераром Ренье (Gerard Regnier), главным куратором выставки, и Ги Когевалем (Guy Cogeval), директором Музея Изобразительных Искусств Монреаля, выступающим, вместе с директором барселонского центра, Марией Терезой Оканья (Maria Teresa Ocaña), в качестве куратора выставки. Работы художника, выставляющиеся на экспозиции Барселоне, уже демонстрировались в двух других городах. В Париже ее посетили 200 тысяч человек, в Монреале эта цифра достигла 240 тысяч, благодаря притягательности этой выставки для североамериканцев, имевших возможность увидеть работы художника на эту тему, в то время как цензура накладывает все больше запретов на все, что связано с сексом. В этом смысле, организаторы выставки говорят, что они воспользовались той "последней частицей свободы, или, даже, разврата", которая была им предоставлена.
В Барселоне эта выставка открылась на десять дней позже запланированного срока, из-за проблем с доставкой работ из Канады, возникших после террористических актов в Соединенных Штатах. Наконец, она открывается, немного отличаясь от двух предыдущих экспозиций, так же непохожих друг на друга. Способ подачи работ со временем изменялся и, как поясняет Дюпуи-Лабб, стал более привлекательным для их видения. И, если в Монреале была сделана попытка ввести элементы сценографии, такие как, комната, обставленная в стиле борделя начала века, то выставки в Барселоне и ранее в Париже являются чисто музейными.
Работы показаны в хронологическом порядке и занимают два больших экспозиционных зала в барселонском Музее Пикассо и небольшой зал на нижнем этаже, в котором выставлена одна из последних графических серий художника, La Maison Tellier, вдохновленная монотипиями Дега (Degas) и в которой этот французский художник выступает вуаером в одном из борделей. Многочисленные изображения борделей есть в его первых рисунках и, достаточно вспомнить, что самая известная из его картин, оказавшая наибольшее влияние на живопись ХХ века, это изображение борделя на улице Авиньон в Барселоне - его знаменитые Demoiselles d"Avignon. Некоторые подготовительные рисунки к этой картине выставлены на экспозиции после юношеских работ, наполненных насмешливым, даже, карикатурным эротизмом, столь распространенным в Барселоне, среди модернистов, его друзей и знакомых.
Шаг к кубизму; сюрреализм Пикассо - где тела и органы сплетены и неразличимы; работы на мифологические темы; возвращение к классицизму с линейно-выстроенными простыми композициями; радующая и обволакивающая чувственность Марии-Терезы - женщины, с которой он, вероятно, наиболее полно пережил период обоюдной эротической любви, как пишут исследователи; появления такого персонажа, как Целестина или вуаеризм в последних его работах. На этой выставке есть все, она показывает одну и туже тему в поцелуе или ню, работы, выполненные в различной стилистике и также различающиеся между собой, как и чисто художественное отношение мастера к этой теме в данный момент. Пикассо виртуоз, преступающий черту, поражающий, не оставляющий равнодушным.