Белоруссия, которую избегают иностранные инвесторы, намерена улучшить сотрудничество с международными финансовыми организациями. Минск в надежде получить новые кредиты начал осуществлять программу МВФ. Всемирный банк одобрил выделение новой ссуды. Это может быть сигналом для изменения поведения Запада в отношении Минска.
"Реформы. Я не люблю этого слова. Мы не привыкли к рыночной экономике", - вновь и вновь повторял в последние месяцы своему 10-миллионному народу Александр Лукашенко. После этого, в сентябре, властитель Минска, правящий страной с 1994 года, заставил переизбрать себя президентом. Он заставил это сделать с помощью махинаций и давления, но он был переизбран и голосами многих, кто, видя перед собой пример реформ в России, считал их синонимом грабежа и расхищения национального достояния. Им, крестьянам в государственных колхозах, а также пенсионерам, новый старый президент, принося присягу, пообещал, что никогда не позволит правительству мучить народ непопулярными или популярными шоковыми мерами. И все же есть признаки того, что плановая экономика тут и там терпит провалы, она становится постепенно либеральнее. За ней следит недреманное око, надолго ли все это. Предсказать пока трудно. Ясно одно: даже осторожное послабление потрясет монополию Лукашенко на власть.
Неудавшиеся планы
В настоящее время на Западе можно слышать, что Минск, между тем, проявляет серьезный интерес к улучшению своей экономической политики. Правительство, мол, пришло к убеждению, что хорошие отношения с международными финансовыми организациями будут полезными. Так, оно приступило к реализации программы Международного валютного фонда, рассчитанной на шесть месяцев. Речь ни в коей мере не идет о предоставлении в ее рамках кредитов, в большей степени Белоруссия должна приступить к проведению определенных реформ. Тем не менее, правительство связывает с этим надежду выторговать по завершении этого теста программу МВФ, в рамках которой предоставлялись бы новые кредиты. Шесть лет назад и МВФ, и Всемирный банк прекратили свои выплаты из-за больших разногласий в Минске.
МВФ в своих прогнозах или даже обещаниях проявляет сдержанность. Его представитель в Белоруссии Хортон (Horton) недавно предупредил Минск по поводу дальнейшего дрейфа в сторону экономической периферии. Конечно, уровень инфляции, достигший в прошлом году 100%, в первом полугодии 2001 года удалось снизить, по официальным данным, до 22,4%, однако не хватает структурных реформ. Ситуация в реальной экономике ухудшилась, сказал Хортон. В действительности даже официальные данные, которые западные эксперты считают приукрашенными, вызывают озабоченность правительства. В первом полугодии внутренний валовой продукт вырос на 3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, иными словами, на 1% меньше, чем это планировалось. Производство промышленной продукции выросшее на 4%, тоже не достигло запланированного уровня. В тот же период времени на 12% сократился импорт, одновременно на 4% увеличился экспорт. Прежде всего, сократился импорт из стран, не входящих с Содружество независимых государств (СНГ), а именно, на 20%. Торговый баланс опять оказался отрицательным.
На марше российский капитал
Чтобы не допустить окончательного коллапса экономики, Белоруссия, которую уже несколько лет избегают иностранные инвесторы, срочно нуждается в капиталах. Минск тоже не может отрицать этого факта. Правительство объявило, что собирается ускорить процесс приватизации, взять под контроль государственный бюджет и лишить субвенций нерентабельные предприятия. Кроме того, до декабря должно быть отменено регулирование цен на 95% всех товаров. Впредь цены будут оставаться твердыми лишь на небольшое количество товаров с учетом нужды среди сельского населения, как это говорится в обосновании предполагаемых шагов. Последуют ли за обещаниями, которых было немало и в прошлом, дела, покажет время.
По меньшей мере, что касается приватизации, то здесь ситуация меняется, даже если и сохраняются ограничения. По информации из различных источников Лукашенко во время выборов и в политическом, и в экономическом плане поддерживал российский капитал. Теперь нужно выплачивать "дивиденды". Так, нефтяной концерн "Лукойл" ведет переговоры с Минском о создании нефтеперерабатывающего предприятия "Нафтан" и завода по производству полимеров "Полимир". Холдинг "Сибирский алюминий" хочет взять во владение минский автомобильный завод "МАЗ". Другие российские предприятия, такие, как "Итера" и "Славнефть", тоже присматриваются к белорусским предложениям.
Запад ищет новые пути
Между тем, Запад, очевидно, начинает искать новые пути в плане взаимоотношений с Белоруссией после того, как он на несколько лет вводил в отношении ее различные санкции из-за протеста по поводу недемократического правления Лукашенко. На днях Всемирный банк впервые одобрил выделение Минску нового кредита в размере 22,6 миллиона долларов США для принятия мер по энергосбережению в школах и больницах. Помимо этого банк разрабатывает новую стратегию оказания поддержки, в рамках которой в период с 2002 по 2004 год стране может быть предоставлен заем в сумме 260 миллионов долларов США. При этом речь должна идти, прежде всего, о проблемах защиты окружающей среды, борьбе с нищетой и СПИДом, а также о поддержке малых предприятий. В то же время речь не заходит о политически взрывоопасных сферах, таких, как реструктуризация и приватизация крупных государственных предприятий.
В настоящее время с напряжением ожидается решение Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) относительно сотрудничества с Минском после того, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала президентские выборы нечестными. Глава ЕБРР Лемьер (Lemierre) в своем письме к Лукашенко пригрозил разорвать отношения, если это подтвердится. Впрочем, невзирая на дефицит демократии ОБСЕ призвала международное сообщество, пересмотреть свою политику в отношении Минска и больше не держать народ в изоляции. Совет директоров ЕБРР собирается в ближайшее время вынести свой приговор относительно Белоруссии. Нет сомнений, что это будет политически мотивированное решение.