Лидер племени, прежде уполномоченный по афганскому сопротивлению против Красной Армии, затем губернатор Джалалабада, крупного города на востоке Афганистана, изгнанный оттуда талибами, Хаджи Абдель Кадир (Haji Abdel Qadir)- единственный командир-пуштун, обладающий большим авторитетом, в распоряжении Северного Альянса. Одна деталь, которая может подчеркнуть всю его значимость: силы талибов практически полностью составляют выходцы из этнического большинства пуштунов (40% населения Афганистана (35 миллионов жителей), тогда как в Северном Альянсе преобладает таджикское, узбекское меньшинства и меньшинство хазара. Абдель Кадир (Abdel Qadir)- брат Абдул Хага (Abdul Hag) (бывший глава мин. обороны, казненный в пятницу талибами, во время попытки формирования пуштунской антиталибской коалиции). Абдель Кадир (Abdel Qadir) вошел в состав шести членов делегации Альянса, посланной в Рим для переговоров с королем Захер (roi Zaher) об учреждении будущего переходного правительства. В интервью, данном газете "Liberation", данном за день до казни своего брата, Абдель Кадир (Abdel Qadir) указал на скрытые опасности американского вторжения.
- В прошлом Вы - глава военного ведомства, как Вы оцениваете американские бомбардировки Вашей страны.
- Они не представляют большой опасности для талибов, которые способны очень быстро менять позиции, и которые приблизились к зонам, где находится мирное население. Сейчас, когда талибы увидели неэффективность бомбардировок, их моральный дух очень вырос. Более того, они способствуют появлению жертв среди мирного населения, что ведет к разжиганию антиамериканских настроений, такое недовольство все растет.
- Где, например?
- Одна деревня возле Черной горы, недалеко от Джалалабада подверглась бомбардировке, которая повлекла гибель 200 мирных граждан. Сейчас, девять племен Африди (пуштуны по обе стороны границы, большая часть которых находится на территории Пакистана, - прим. пер.) настроены абсолютно враждебно по отношению к американцам и хотят воевать против них. Они уже перекрыли дорогу, которая ведет к рынку Тира где люди могут перевооружиться и запастись припасами.
- Как вы относитесь к американскому сухопутному вторжению?
- Я совершенно против. Афганцы отреагируют на такое вторжение точно так же, как они отнеслись к советскому захвату.
- Каково тогда, на Ваш взгляд, оптимальное решение?
- Нужно, чтобы американцы встретились с нашими полевыми командирами, чтобы в результате обсуждения проблемы они пришли бы к оптимальному взаимодействию.
- Военную стратегию Альянса трудно понять.
- Даже я ее не понимаю.
- Создается ли впечатление, что Северный Альянс сомневается, атаковать ли Кабул или нет?
- Лично я против того, чтобы атаковать Кабул сейчас. Предпочтительнее завоевать провинции, которые его окружают. Наилучшим вариантом было бы - взять контроль над 18 из 20 провинций (Афганистан насчитывает 32 провинции, прим. ред.) и 60% территории страны. Не следует нападать на талибов только с севера, чтобы афганцы не подумали, что идет война между Севером и Югом. И, наконец, если мы сперва очистим Север, то все талибы осуществят перегруппировку на Юге.
- Как же тогда быть с заявлением Абдуллы Абдуллы (Abdullah Abdullah), номера 1 в Северном Альянсе, о решительном наземном наступлении, сделанном три недели назад?
- Наступление сухопутных войск ставит нас перед тяжелыми проблемами в материально-техническом обеспечении. Мы испытываем недостаток в комплектовании.
- Не получал ли Альянс военной помощи со стороны США?
- Я не видел ни одного американского патрона.
- Согласитесь ли Вы с тем, что так называемые "умеренные" талибы войдут в состав будущего правительства?
- Нет. Талиб есть талиб. Если мы согласимся на участие нескольких талибов, они рано или поздно свергнут нас тем или другим способом. Или они должны будут поменять свое название, идеологию прежде чем присоединиться к нам.
- Вы вошли в будущий Совет национального единства из 120 человек (60 заявлены Северным альянсом и 60 - королем Захер (roi Zaher). Когда этот совет приступит к работе?
- Через 15 - 20 дней. Наиболее сложным было получить согласие 60 членов. На следующем этапе предстоит формирование правительства и конституции Лойа Джирга (или Большого Совета), в который войдут от 400 до 600 членов, - все это будет уже гораздо проще.
- Сколько времени продлится настоящий конфликт?
- Очень долго. Я согласен с президентом Бушем (Bush), когда он говорит, что война продлится 2 года. И не согласен с Колином Пауэлом (Colin Powell), когда он делает вид, что все может закончиться к лету. Если американцы причинят значительный ущерб талибам, то тогда можно будет взять Кабул, но война продолжится в горах. Талибы и арабы могут укрепиться. Перенесение войны в горы потребует много, очень много времени.