Усама бен Ладен (Osama bin Laden) - подмастерье чародея Исламской фундаменталистской революции. Эта революция более чем реальна, она подпитывается религиозным пуританизмом, в ее основе - враждебность к Израилю и Америке, трансформация культур и социальная депривация.
Эта революция столь же реальна, как пуританские революции в Англии в XYII-ом столетии, как принятие Декларации Независимости США, Великая Французская Революция, Великая Октябрьская Социалистическая Революция, нацистский переворот в Германии или Китайская Революция. Подобно всем этим событиям, исламская революция предвещает войну.
Но бен Ладен - не похож на великого революционного лидера. Его нельзя сравнить с такими революционными личностями, как Кромвель (Cromwell), Вашингтон (Washington), Уильям Оранжский (William of Orange), Наполеон (Napoleon), Ленин (Lenin), Гитлер (Hitler) или Мао (Mao).
Бен Ладена, скорее можно квалифицировать как человека с незрелой харизмой, такие люди частенько появляются на волне революционных событий, какое-то время удерживаются на ней, а потом в ней же тонут. Он - Робеспьер (Robespierre) или уменьшенный вариант Троцкого (Trotsky), его можно сравнить герцогом Монмаусом (Monmouth). Он - один из тех, о ком размышлял Ленин, когда писал о "детской болезни левизны". При всем личном аскетизме и беспощадном стремлении к террору, он принадлежит к категории революционеров-плэйбоев: этакий избалованный сын богатого отца, дерзко пытающийся завоевать его одобрение любыми способами.
Основное различие между выдающимися революционными лидерами и подобными мухами-однодневками, появляющимися на гребне революционного процесса, состоит в том, что истинные вожди анализируют и взвешивают реальное соотношение сил и разрабатывают эффективные стратегии их использования.
Из семи самых ярких в истории революционных лидеров, шестеро обладали такими качествами на деле, и им удалось умереть естественной смертью, в собственной кровати. Это удалось даже Наполеону, хотя его кровать находилась в тюрьме на острове Святой Елены. Только Гитлер, который после 1940 года потерял чувство реальности, вынужден был прибегнуть к самоубийству. Монмаус умер на эшафоте, Робеспьер на гильотине, а Троцкий был убит ударом ледоруба по голове с санкции Сталина.
Сейчас готовится покушение на Усаму бен Ладена; он практически провоцирует его, потому что это - единственный конец, который приличествует драме, которую он сам для себя написал.
С тактической точки зрения, прошлая неделя, кажется, оказалась неплохой для бен Ладена. Талибану удалось перехватить и казнить эмиссара, направлявшегося в Афганистан для осуществления пропаганды против талибов, несколько бомб, сброшенных американскими пилотами, не достигли намеченных целей. Однако бен Ладену на протяжении всей недели ничего не удалось достичь, он не совершил ничего существенного, если не считать достижением тот факт, что ему удалось прожить еще одну неделю. В остальных отношениях коалиция, созданию которой он немало способствовал, перешла к более решительным действиям. В частности Америка по-прежнему решительным образом настроена окончательно уничтожить террористическую сеть, члены которой несут ответственность за преступления против человечества в США, совершенные 11 сентября.
Это достаточно плохо для бен Ладена, однако реальность появления неисламского мира столь же угрожающа. В современном мире есть пять региональных держав: Соединенные Штаты, Китай, Россия, Европа и Индия. До 11 сентября, два из этих регионов уже были вовлечены в войну, которую они вели с разновидностями исламской революции. Речь идет о военных действиях России в Чечне и Индии - в Кашмире.
После 11 сентября Соединенные Штаты и Европа объявили войну Исламскому терроризму; Китай также стал больше внимания уделять исламскому меньшинству внутри страны. Поскольку бен Ладену вместо двух противников придется бороться сразу с пятью, то противостоять такой мощи ему будет очень трудно. По сути, Железный Пентагон консолидирует против бен Ладена усилия пяти мощных регионов мира, в которых сосредоточена половина населения мира.
Его стратегия должна была быть направлена на то, чтобы разделить потенциальных врагов Исламской революции и объединить его потенциальных сторонников. А он достиг прямо противоположного результата: объединил своих врагов в борьбе против угрозы терроризма. Все пять великих региональных держав располагают авиалиниями, небоскребами и почтовыми отделениями. Точно не установлено, причастен ли бен Ладен к распространению вируса сибирской язвы. Возможно это так, а возможно и нет. Сибирская язва, однако, сделала за него геополитическую работу. Всем стало ясно, что международный терроризм направлен против всего мира, как против Пекина, так и против Вашингтона. Он угрожает на всем, нравится нам это или нет.
Бен Ладен объединил своих врагов; никогда пять региональных держав планеты не были так едины как сейчас. Это - огромное достижение, но едва ли он мог его предвидеть. В действительности мы не знаем, насколько далеко он смог заглянуть в будущее. Несомненно, его террористическая организация спланировала и осуществила теракты 11 сентября, но предвидел ли он все вытекающие последствия? Будучи человеком неглупым, он, возможно, предвидел выгоды, которые принесет нападение США на Афганистан. Но понимал ли он, что события 11 сентября станут не просто новым зрелищем массового террора, что американцы отнесутся к ним, как непростительному оскорблению? Догадывался ли он, что изменит мир, но по преимуществу отнюдь не в лучшую для Исламской революции сторону?
Настроив и объединив неисламский мир против себя, заручился ли он поддержкой всего исламского мира? В некотором смысле - да. Почти все мусульмане, даже мусульмане менее ортодоксальных взглядов, проживающие на Западе, сочувствуют исламскому сообществу так же, как почти все евреи чувствуют солидарность по отношению к Израилю. Эта солидарность просыпается и крепнет в мусульманах в тот момент, когда атаке подвергается какая-нибудь исламская страна так же, как и евреи сочувствуют Израилю, когда это государство оказывается в опасности. Такая солидарность существует даже тогда, когда неравнодушные к судьбе нации люди не одобряют действия правительств, извлекающих выгоды из их чувств. Евреям необязательно поддерживать Ариэля Шарона (Ariel Sharon), чтобы сплотиться для защиты Израиля; мусульманам необязательно симпатизировать Усаме бен Ладену, чтобы сплотиться вокруг Афганистана.
Пока все хорошо складывается для стратегии бен Ладена. Каждая упавшая на Афганистан бомба еще больше сплачивает ряды мусульман, готовых поддержать революцию, особенно пока бен Ладен не пойман, а режим Талибан еще не свергнут. И все же это - поверхностное ощущение. Все то, что сделал бен Ладен, является и всеобщим вызовом странам, исповедующим Ислам, и их правительствам.
На некоторые ключевые вопросы будут получены отрицательные ответы. Например: "Считаю ли я, что резня в Нью-Йорке совместима с принципами Ислама? Нет." "Поддерживаю ли я бомбежку американцами Афганистана? Нет". "Хотел бы я жить в стране, власть в которой принадлежит Талибану? Нет". Это возможные ответы многих мусульман. У бен Ладена, конечно, есть сторонники, его поддерживает какая-то часть населения, но общая тенденция развития Исламского мира направлена против него.
Все правительства исламского мира находятся сейчас под угрозой. Им предстоит много сделать. Сегодня правительствам стран, где исповедуют ислам, приходится иметь дело с такими дестабилизирующими факторами как обнищание населения и безработица. Они хотели бы, чтобы их страны развивались в устойчивых экономических и политических условиях, для этого им необходимо сотрудничать с ведущими экономическими державами мира, расширять торговлю и инвестиции. Они не хотят убивать своих клиентов. Они знают, что террористы бен Ладена убьют их при первой представившейся возможности. Независимо от их взглядов, они понимают, что сегодня лучше публично говорить о том, что каждое Исламское правительство воспринимает бен Ладена как угрозу своей стране.
Современный мир не образовался вдруг. Одно из высказываний Карла Маркса (Karl Marx), который остается одним из наиболее интересных историков революционных преобразований, гласит - изменения в средствах производства меняют структуру общества, что приводит к формированию новых классовых интересов и социальных идей.
Один из глобальных вызовов Исламу - это вопрос о роли женщин в ообществе. В XX-ом столетии социальное положение женщин в развитых странах было изменено. Они получили право избирать и быть избранными, стали пользоваться контрацептивами и персональными компьютерами. Избирательное право дало женщинам политическое равенство; контрацептивы - сексуальное равенство; компьютер дал им экономическое равенство.
Современный мир, включая большие Исламские страны, смирился с таким положением дел. В Турции и Пакистане по примеру Англии во главе правительства уже стояли женщины. Правда, пока женщины ни разу не возглавляли правительства таких стран как Соединенные Штаты, Россия и Китай. В КНР главой страны могла стать госпожа Мао (Mao).
Хотели бы женщины мира, включая мусульманских женщин, иметь тот статус, который имели в YII-ом столетии в Аравии? Вряд ли они хотят этого. Даже в Коране ничего не говорится о том, что они должны жить таким образом.
Революции преуспевают там, где на смену устаревшим формам приходит более прогрессивный строй. Контрреволюции тогда неизменно терпят неудачу. Тот же нацизм спекулировал прогрессивными идеями. Революция же Усамы бен Ладена ассоциируется лишь с террором, с реакционной и архаичной жестокостью правления Талибан.
Внутри исламского мира давно существуют революционные силы; некоторые Исламские государства созрели для радикальных перемен. Если бы Усама бен Ладен смог идентифицировать свою революцию с реальными социально-экономическими потребностями Ислама, он бы предложил то, что предлагают все революции: новую динамику построения современного общества.
Однако он отождествил свою революцию со всем тем, что является наиболее отсталым в Исламском мире. В семи главных революциях современной истории будущее, пусть и ужасное, всегда брало верх над прошлым. Революции, которые совершались для того, чтобы повернуть историю вспять, всегда заканчивались провалом, будь то в Неаполе или в Королевской Академии. Антимодернизм не сможет победить Ислам.
Усама бен Ладен - не серьезный революционер; он - позер, не умный, но смертельно опасный человек.