С момента начала полтора месяца назад на Баренцевом море работ по подъему затонувшего в августе прошлого года "Курска" российские телеканалы ежедневно по много раз с необычной радостью сообщают о их деталях. У темы, связанной с "Курском", есть твердое эфирное время, как и у нескончаемых сериалов, иногда захватывающих, иногда скучноватых. И как в любой мыльной опере, каждая очередная серия из сериала о "Курске" так и не приближает зрителя к правде.
В России подобного наступления на общественное мнение, сравнимого с нынешним, еще не бывало. Ясно, что причиной этого является, отнюдь, не желание компенсировать ущерб, нанесенный родственникам погибших. Истинная причина может быть в другом. Если все же не удастся убедить население в невиновности руководства Военно-морского флота, то, по крайней мере, - постепенно усыпить его бдительность с помощью информации.
В конце прошлой недели российский Генеральный прокурор утверждал, что после того, как был поднят корпус атомной подводной лодки, предприятие, на котором она была построена, собрало тысячи данных, связанных с катастрофой, водолазы осмотрели с внешней стороны лежащую на дне носовую часть, а военная прокуратура набрала 22 тома свидетельских показаний: "Количество версий возможных причин катастрофы не прибавилось и не убавилось".
Появление Генерального прокурора Владимира Устинова представляло собой наиболее захватывающую часть сериала. Глава Кремля Владимир Путин отдал главному обвинителю приказ подняться вместе со следственной комиссией на борт "Курска" первым. После тура на лодку Устинов красовался в течение семи минут на видеокадрах перед все еще внушающими страх останками. Кроме лопнувшего и потерявшего от больших температур форму металла зрители, меду прочим, больше ничего не увидели. Вместо этого - эмоциональное выступление в иной обстановке, скорее, бесстрастного человека в форме. "То, что здесь происходило, можно назвать адом. Взрыв разрушил все. Не выдержали даже мощные стальные конструкции".
Нужно ли было говорить об этом телезрителям? Видимо нужно, поскольку руководство комиссии должно с помощью Генерального прокурора вызвать у людей впечатление, что оно действительно ищет истинные причины трагедии. Под лозунгом: мы делаем все, что в наших силах, но вы же сами видите┘ один лишь деформированный металл┘
Ответственные и без того утверждают, что причины катастрофы можно установить лишь тогда, когда будет поднята на поверхность носовая часть лодки, в которой находятся торпеды типа "Толстяк". Устинов дает это понять уже сейчас, когда еще не закончила свою работу комиссия. Это вызывает недоверие. Высказывается предположение, что подъем носовой части планируется на лето следующего года. Скорее, выходит все так, что Кремль потратил десятки миллионов долларов, чтобы поднять реакторы, находящиеся на борту лодки, и снять вину с руководства Военно-морского флота.
Межу тем, из корпуса лодки извлечены 45 тел погибших моряков. После проведения судебно-медицинской экспертизы и идентификации они были переданы родственникам погибших.
Большинство из 118 моряков погибли в результате взрыва. Части команды в задних отсеках все-таки удалось после взрыва остаться в живых. 12 из этих 23 человек были извлечены из стального гроба еще в прошлом году. На извлеченных сейчас телах есть также очевидные признаки смерти в результате отравления, считает Устинов. Как предполагает Генеральный прокурор, вся лодка была окончательно затоплена водой не позднее восьми часов после взрыва.
Но и это тоже пока не доказано. Сначала представители Военно-морского флота утверждали, что весь экипаж погиб сразу же в момент взрыва. Между тем, в одежде погибших моряков, поднятых с лодки год назад, были обнаружены записки, которые свидетельствовали об обратном. Точное содержание записок держится в секрете до сегодняшнего дня. Полностью записи не передавались и вдовам погибших.
Работы на "Курске" еще не закончены. Из 24 ракет типа "Гранит", которые оставались невредимыми на борту, извлечены только три. При этом речь идет о довольно сложной операции. Сначала необходимо сливать топливо, потом откачивать воду из пусковых контейнеров.