В то время, как власти работают над раскрытием источника сибирской язвы, заражающей все растущее число почтовых отделений, в том числе обслуживающих Верховный Суд США и ЦРУ, они стоят и перед более сложной задачей: подготовиться к тому, что может произойти дальше.
Серьезность угрозы сибирской язвы и опасения того, что ячейки "Аль-Каиды" могут планировать другую волну атак, придают усилиям по хранению опасных материалов в недоступных для террористов местах главный приоритет в сфере национальной безопасности.
Защититься от каждой потенциальной угрозы может быть просто невозможно, так как существует очень много способов, которыми террористы могут нанести удар. Хорошие разведывательные данные будут иметь большое значение для отражения любых атак. Однако эксперты говорят, что США могут предпринять шаги по предотвращению некоторых из самых опасных угроз, усилив безопасность на биологических, химических и ядерных предприятиях по всему миру.
Для предотвращения угрозы применения похищенных ядерных материалов могут помочь усиленные меры безопасности в морских портах и аэропортах. А быстрые и эффективные ответные меры могут существенно минимизировать вред, который может быть нанесен в случае бактериологической или химической атаки.
Необходимость беспрецедентной бдительности становится все очевиднее в свете бактериологической атаки террористов. Сибирская язва, посланная сенатору Тому Дашлю (Tom Daschle), - она характеризуется высокой вирулентностью и была даже лишена электростатического заряда - показывает, что мы имеем дело с изощренным преступником.
И хотя это может быть кто угодно, начиная с микробиолога - одиночки, работающего в хорошо оборудованной лаборатории на спонсируемую каким-либо государством террористическую группу, это означает, что атакующие могут располагать возможностью проведения более массированных атак, используя сибирскую язву или другие вещества, например, оспу.
Другие сценарии, вызывающие опасения официальных лиц, варьируются от возможных химических атак и отравления государственных запасов продовольствия до кибератак. Эксперты называют эти сценарии "оружием массового уничтожения".
Недавно появились неподтвержденные данные о том, что сеть Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) может обладать радиоактивными материалами, что также вызывает опасения возможных ядерных атак.
По мнению экспертов, одну из основных угроз представляет собой недостаточная охрана оружейных предприятий на территории бывшего Советского Союза. На большинстве российских заводов работает очень мало охранников для того, чтобы предотвращать кражу материалов рабочими. При коммунизме это не имело значения, так как никто не мог покинуть страну, а любой рабочий, который встречался с иностранным гражданином, становился объектом наблюдения КГБ. Сейчас это представляет собой большую угрозу.
"Сотни тонн веществ, которые могут стать начинкой для бомб, в бывшем Советском Союзе, и меньшее количество в ряде других стран по всему миру плохо охраняются и плохо учитываются, - говорит Мэттью Банн (Matthew Bunn), эксперт по ядерному оружию из Гарвардского университета. - Та же самая ситуация наблюдается и на бактериологических заводах, на химических заводах и так далее".
Хотя Россия утверждает, что она уничтожила свои запасы бактериологического оружия, г-н Банн говорит, что международным инспекторам не был предоставлен доступ на ряд бывших предприятий по производству бактериологического оружия - "и поэтому до сих пор не ясно, что там происходит". К тому же, тысячи ученых, работавших в рамках советской программы бактериологического оружия, в настоящее время не учитываются, и могут работать в таких странах, как Иран, Ирак или Ливия.
"Некоторые из советских ученых, которые не имели средств к существованию после распада Советского Союза, могли, вероятно, уехать (в Ирак) и заполнить некоторые белые пятна в тамошних знаниях, - говорит Билл Патрик (Bill Patrick), отвечавший за разработку продукции в американской программе бактериологического оружия до того, как она была прекращена в 1969 году. - И это пугает, так как в Советском Союзе была очень передовая, очень продуктивная программа бактериологического оружия".
Беспокойство вызывает не только тот факт, что российские ученые могут работать на страны с нестабильными режимами, но и то, что они могли вывезти с собой некоторые материалы. Например, известно, что вирус оспы существует только в двух лабораториях - в США (Центр контроля за распространением болезней - Centers for Disease Control) и в одной лаборатории в России. Однако эксперты говорят, что невозможно узнать, не была ли часть российских вирусов украдена и выращена где-либо еще.
Угроза настолько серьезна, что американское правительство уже поспешило создать запасы вакцины против оспы, заказав более чем 300 миллионов доз, что хватит на каждого американца на год. Оспа считается более опасным бактериологическим оружием, чем сибирская язва, так как является заразной.
Тем не менее, специалисты в области медицины отмечают, что если применить вакцину в промежуток от трех до пяти дней после заражения, то последствия болезни могут быть смягчены, а распространение сдержано. Поэтому большое значение имеет существование крепкой системы здравоохранения, имеющей докторов, обученных различать различные симптомы.
Напротив, если произойдет ядерная атака, то мало что может быть сделано после нее. Поэтому, считают эксперты, очень важно обеспечить надежное хранение ядерных материалов в России и в других странах. Некоторые усилия, такие как программа Нанна-Лугара по совместному уменьшению угрозы (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction program), направлены на решение данной проблемы, однако только сорок процентов ядерных материалов России будет надежно защищено к концу 2001 года, говорит Банн.
Если террористы станут обладателями радиоактивных материалов, то нет гарантий, что они смогут создать ядерное оружие. Однако даже несовершенная бомба может причинить много вреда. И если они захотят тайно ввезти ее в США, то это не будет трудно, так как всего пять процентов поступающих в Соединенные Штаты грузовых контейнеров досматривается.