После подъема "Курска" командование на останках подводной лодки принял на себя генеральный прокурор. Поставлена задача выяснить причину катастрофы, произошедшей с подводной лодкой. Главное вещественное доказательство продолжает лежать на 108-метровой глубине на дне Баренцева моря. Перед подъемом затонувшей в августе 2000 года субмарины водолазы отделили разорванную на куски двумя взрывами носовую часть. Причина: в той части подводного крейсера находился торпедный отсек. Торпеды во время катастрофы, якобы, взорвались не все. При подъеме они, мол, могут взорваться, говорят специалисты Флота.
Однако, без носовой части вряд ли можно установить, почему произошла катастрофа. И именно эта часть остается на морском дне. Руководство Военно-морского флота заявило, что громадный кусок бывшей субмарины будет поднят не поверхность в следующем году. Однако до того времени еще далеко. Возможно, что ответственные офицеры Военно-морского флота при подъеме этой части лодки попытаются устранить все следы. Повод для скепсиса дает то обстоятельство, что подъем носовой части будет осуществляться без помощи иностранных специалистов. И это при том, что командование Флота уже вело переговоры с компанией "Smits International", той компанией, которая успешно справилась с задачей по подъему "Курска". Теперь же принимается решение производить подъем носовой части без иностранных специалистов и, таким образом, без независимых свидетелей. Возможно также, что в силу большой стоимости операции и хронического безденежья в России подъем вообще не состоится.
Оснований для таких подозрений хватает. Сначала руководство Флота подозревали в том, что оно хочет скрыть причины катастрофы, чтобы снять с себя ответственность за свои ошибки. Журнал "Spiegel" недавно опубликовал выдержки из некоего документа совместной комиссии военной прокуратуры и российской ФСБ. В нем говорится, что "Курск", вероятно, мог быть потоплен другим кораблем, а именно, российским. В документе, направленном в адрес президента России Владимира Путина, говорится, что комиссия установила, что "в указанное время квадрат, в котором находилась атомная подводная лодка "Курск", был поражен ракетой. Ракета была запущена с противоракетного крейсера "Петр Великий".
Представитель Кремля назвал документ, на который ссылался "Spiegel", фальшивкой. По его словам, не создавалось никакой совместной комиссии из сотрудников спецслужбы и военной прокуратуры. Если документ действительно имел место, то это говорит в пользу ошибки, допущенной при маневре, а, тем самым, об ответственности российских адмиралов. Возможно, что противолодочная ракета, запущенная в учебных целях, изменила по техническим причинам или в результате ошибки ракетчиков курс и поразила только что погрузившийся под воду "Курск". Позднее морской офицер, который во время учений находился, якобы, на борту "Петра Великого", рассказывал об ошибочно запущенной ракете и об обратившем на себя внимание взрыве под водой. Этот офицер загадочным образом исчез.