Несомненно, бен Ладен (bin Laden) - мусульманский герой, ветеран борьбы против советской экспансии в Афганистане. При этом он - всего-навсего один из лидеров сети Аль-Каида, как говорит Мир (Mir), пакистанский журналист, который был приглашен бен Ладеном в 1997 и ' 98 годах в его секретную резиденцию, что записать с ним два больших интервью.
Как рассказывает Мир, на самом деле мозговым центром организации является человек, который не любит светиться и остается в тени (которая достигает высоты в шесть футов и пять дюймов) бен Ладена. По мнению журналиста, этим серым кардиналом является радикал из Египта Аль-Завахири (al Zawahiri), которого часто принимают просто за одного из высокопоставленных офицеров.
"Современный мир борется с пещерным человеком, - говорит Мир, сидя в офисе ежедневного печатного издания "Daily Ausuf", газеты, выпускаемой на языке урду, которую он редактирует в Исламабаде. - Усама - человек, который говорит: "если меня вынуждают взять в руки оружие, то я буду воевать в горах, как я воевал против Советов". Все, что ему надо, это AK-47, килограмм гранат, килограмм взрывчатых веществ и осел, чтобы довезти все это на нем до пещеры.
"Завахири же совсем другой человек, - говорит Мир. - Ему не интересно воевать в горах. Он мыслит более глобально, за его плечами опыт ведения военных действий в Египте. Именно он организовал террористические нападения на туристов [1997 год - теракт в Луксоре, когда погибло 58 человек]. Он - именно тот человек, который способен организовать такие теракты, как те, что были совершены 11 сентября".
Правильное понятимание того, кто является правой рукой организации Аль-Каида, а кто - ее "рядовым членом", может означать различие в сроках ведения антитеррористической кампании: либо она завершится быстро, либо растянется на многие годы. Даже если американские и британские военные сумеют обнаружить пещеру бен Ладена в сложнопересеченном ландшафте Афганистана и уничтожить его, то это не решит проблему. Как утверждает большинство экспертов по исламским террористическим группам, кроме него есть множество других опытных, активных борцов, которые смогут продолжить дело, начатое им. Помимо доктора Завахири, лидера египетской радикальной группы Исламский Джихад, в нее входят:
╥ Асад (Asad) и Ахмад Абдель Рахман Ahmad (Abdel Rahman), советники бен Ладена в Афганистане. Оба - сыновья влиятельного египетского клерикального шейха Омара Абделя Рахмана (Omar Abdel Rahman), отбывающего пожизненный срок в США в по обвинению во взрыве во Всемирном торговом центре в 1993 году.
╥ Имад Мугхнийех (Imad Mughniyeh), член поддерживаемого иранцами движения Хэзболлах (Hizbullah) в Ливане. Эксперты из израильских спецслужб подозревают его в причастности к многочисленным нападениям, включая взрыв грузовика у казарм военных моряков США в Бейруте в 1983 году, когда были убиты 300 человек. Еженедельник "Jane's Defense Weekly" сообщил недавно, что за шесть месяцев до трагедии 11 сентября Мугнийех не раз вступал в контакт с боевиками Аль-Каиды.
Однако считается, что ни один из этих людей, не может сравниться ни в интеллектуальном отношении, ни по влиятельности с Завахири. В 1966 году возрасте 15 лет сын каирского доктора стал членом Мусульманского Братства, организации, которая приписывала светскому правительству Египта потворство политике неверных.
"Люди обычно начинают свою карьеру после 20-ти лет, - говорит Мохаммед Салах (Mohammed Salah), эксперт по Исламским политическим и воинственным группировкам в Аль-Хайяте (al Hayat), международном издании на арабском языке, издающемся в Лондоне. - Политическая работа в столь раннем возрасте способствовала тому, что Завахири развил неординарные организационные способности. В дальнейшем это позволило ему самостоятельно создавать сложные объединения".
Именно в Пешаваре, Пакистан, Завахири в 1985 году встретился в первый раз с бен Ладеном. Оба занимались набором и подготовкой экстремистов для борьбы с советскими войсками в Афганистане.
Мир, пакистанский журналист говорит о том, что заметил, что бен Ладен во время интервью полагался на мнение старшего товарища Завахири. Интервью касалось фатвы (закон - прим. пер.), которую они выпустили в феврале 1998 года. Мир категорически не согласен с тем положением фатвы, которое гласит, что "убивать американцев и их союзников - будь то мирные жители или военные - есть священная обязанность каждого мусульманина. Мусульманин имеет право убивать их в любой стране, в которой ему представляется возможность сделать это".
Разве может мусульманин призывать к убийству невинных людей, когда пророк Мухаммед (Muhammad) запретил мусульманам убивать невинных мирных жителей? Такой вопрос задал Мир в том интервью.
Этот вопрос застал бен Ладена врасплох. Он потребовал принести книги и комментарии к Корану, святой книге Ислама, и погрузился в их изучение на тридцать минут. Потом на арабском языке он обратился за консультацией к своим коллегам, причем особенно прислушивался к словам Завахири.
Наконец, бен Ладен сказал: "Когда невинные жители Палестины гибнут от американского оружия, которым вооружены израильские военные, которых поддерживают американские налогоплательщики - ваши невинные американские друзья молчат", - вспоминает Мир, повторяя слова бен Ладена. "Их молчание доказывает их вину".
Однако многочисленные аргументы, приведенные бен Ладеном, Мир не убедили последнего в его правоте. Усама бен Ладен всегда был на редкость красноречив, говорит Мир, в то время как его религиозные познания были весьма поверхностными. "Если бы бен Ладену предстояло выступить с речью перед толпой фанатиков-мусульман, где люди выкрикивают в исступлении имя Усамы и призывают к джихаду, то они были бы очень разочарованы", - считает Мир.
По этой и по ряду других причин, Мир пришел к выводу, что именно в руках Завахири, обладающего интеллектом и организационными талантами, а не бен Ладена находятся рычаги управления Аль-Каидой.
Ряд наблюдателей, правда, с этим не согласны. Они говорят, что, хотя Завахири и является талантливым и опытным руководителем, идея объявления всемирного джихада 20 лет назад принадлежит бен Ладену, в то время как Завахири сравнительно недавно присоединился к этой войне.
"Айман Аль-Завахири (Ayman al Zawahiri) сначала мало чем отличался от других исламистов, - говорит Диаа Рашван (Diaa Rashwan), старший научный сотрудник Египетского центра стратегических исследований в Аль-Аграме. - У него был своя собственная программа установления Исламского правления здесь в Египте, но в последние три года он увлекся теорией Усамы бен Ладена. Это означает сражаться с врагами Ислама, американцами и израильтянами, при этом речь не идет о строительстве Исламского государства".
"Лично для меня предельно ясно, кто на кого здесь влияет, - говорит он. Изменился как раз Завахири".
Джамал Исмаил (Jamal Ismail), корреспондент телевидения Абу-Даби, который встречался с бен Ладеном в Пешаваре, согласен, что в распоряжении этого человека есть все, что нужно, чтобы управлять операциями Аль-Каиды. "Он подготовлен к этому мысленно, психологически и материально, - говорит Исмаил. - Еще до того, как в 1984 году бен Ладен прибыл в Афганистан, он уже говорил о джихаде. При этом он подчеркивал, что пока мы воюем здесь в Афганистане, но наш самый большой враг - Израиль и Соединенные Штаты".