Вашингтон, 1 ноября 2001 года. Ожидается, что Соединенные Штаты Америки и Россия согласятся на широкие испытания в интересах создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США и поставят своей целью сократить количество ядерных боезарядов на стратегических носителях примерно на две трети в соответствии с договоренностью, которая скорее всего станет результатом запланированной на этот месяц встречи на высшем уровне между президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и президентом России Владимиром Путиным. Это соглашение не приведет к отказу от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года (что, по заявлениям официальных представителей американской администрации, все еще остается конечной целью переговоров с Россией), но позволит администрации продолжить энергичную программу испытаний и разработки НПРО, к которой она надеется приступить в начале следующего года. "Испытания будут продолжены, однако никакого заявления о выходе Соединенных Штатов из Договора по ПРО не будет, - сказал один официальный представитель администрации. - Это (выход из Договора по ПРО - прим. пер.) будет увязано с решением о развертывании системы ПРО, которое будет приниматься позднее".
По заявлениям официальных лиц США, в рамках этой промежуточной договоренности, обе страны также поставят перед собой цель постепенно сократить количество стратегических ядерных боезарядов до уровней 1750-2250 единиц у каждой стороны. Это будут более низкие уровни, чем предусмотрены Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2 и даже планировавшимся в соответствии с договоренностью от 1997 года между президентами Биллом Клинтоном (Bill Clinton) и Борисом Ельциным Договором СНВ-3. Выполнение условий Договора СНВ-2, подписанного отцом нынешнего президента, Джорджем Бушем-старшим (George Bush Sr.), и г-ном Ельциным в 1993 году, должно было быть завершено к декабрю 2007 года.
В настоящее время каждая сторона имеет более 6000 стратегических ядерных боезарядов на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) наземного базирования, баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ) и бомбардировщиках дальнего действия, но, как ожидается, ввиду устаревания систем оружия и нехватки денег стратегический арсенал России в предстоящие годы должен резко сократиться.
Ожидаемая договоренность явится существенным прорывом через девять месяцев после того, как Буш-младший приступил к исполнению обязанностей президента США и сделал НПРО высшим приоритетом своей внешней политики, несмотря на категоричное неприятие Россией отказа от Договора по ПРО. Договоренность еще сильнее подчеркнет, насколько далеко два бывших противника в "холодной войне" продвинулись в деле преобразования своих взаимоотношений, особенно после того, как в результате нападений террористов на Америку 11 сентября открылись новые области для сотрудничества между ними.
Однако подготовка к новому саммиту также обострила дебаты внутри команды Буша-младшего относительно того, как достичь цели обхода Договора по ПРО (который запрещает испытания и развертывание противоракетной обороны в том виде, как это предусматривает г-н Буш-младший) и в то же время попытаться пойти навстречу заявленному интересу г-на Путина к сокращению стратегических ядерных вооружений. Некоторые высокопоставленные лица Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.), а также их сторонники в других ведомствах по-прежнему настаивают на возможно более скором выходе США из Договора по ПРО. По словам нынешних и бывших официальных лиц, знакомых с характером дискуссий в команде Буша-младшего, все еще идут споры о том, стоит или нет Америке соглашаться на сделку, существенно ослабляющую ограничения Договора по ПРО в отношении испытаний, или же нужно стремиться к полной свободе проведения испытаний НПРО США.
Как заявил один чиновник, попытками некоторых членов команды Буша-младшего повлиять на предстоящие американо-российские переговоры объясняется сделанное на прошлой неделе министром обороны США Дональдом Рамсфельдом (Donald H. Rumsfeld) заявление о том, что Пентагон откладывает запланированные на 24 октября и 14 ноября с.г. испытания радиолокационных систем в интересах противоракетной обороны (для слежения за полетом ракет-мишеней и ракет-перехватчиков), потому что такие испытания могут быть расценены как нарушение Договора по ПРО. Некоторые американские и российские средства массовой информации (СМИ) сочли, что г-н Рамсфельд хотел избежать выяснения отношений с Москвой накануне саммита, однако, как утверждают представители американской администрации, г-н Рамсфельд имел в виду совершенно другое, а именно, пытался достичь своей цели возможно более скорого выхода США из Договора по ПРО, демонстрируя, что этот договор уже сегодня является помехой для американской программы испытаний НПРО.
Высокопоставленные представители американской администрации утверждают, что г-н Рамсфельд и другие, кто добивается скорейшего выхода США из Договора по ПРО, относятся к числу наиболее активных пропонентов строго соблюдения буквы этого договора. Это позволяет им доказывать, что данный договор уже сейчас сдерживает программу испытаний НПРО и должен быть отвергнут.
Другие, в числе которых и советник президента Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), стремятся оставить больше места для компромисса, заявляя, к примеру, что Россия не считает испытания ракет-перехватчиков угрозой для себя. Хотя летом г-жа Райс доказывала необходимость "максимальной независимости" от Договора по ПРО, в последние дни она подчеркивает, что у г-на Буша-младшего есть более скромная цель на краткосрочную перспективу: гарантировать, что этот договор не станет сдерживающим фактором для испытаний и оценки технологий ПРО.
Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) после встречи с российским министром иностранных дел Игорем Ивановым в Шанхае в прошлом месяце заявил: "Мы беседовали с моими российскими коллегами, и они высказывают предположения, что, оставаясь в рамках Договора по ПРО, мы имеем возможность проводить испытания в более широких масштабах, чем нам кажется┘ Сейчас мы изучаем этот вопрос".
Как считает один пожелавший остаться неназванным высокопоставленный представитель администрации, та группа в команде Буша-младшего, в которую входят г-жа Райс и г-н Пауэлл, хочет "своевременно делать все то, что нам необходимо делать (в области НПРО - прим. пер.), и в то же время добиваться всех других наших целей в отношениях с Россией". Отмечая, что структуры НПРО пока не существует, следовательно, до принятия решения о развертывании противоракетного щита в любом его варианте остаются еще многие годы, другой чиновник администрации сказал: "Вполне можно обосновать тезис о том, что нам сейчас не следует избавляться от Договора по ПРО и что нужно с большим пониманием отнестись к озабоченности России".
В последние недели возрастают шансы на то, что удастся достичь с Россией промежуточной договоренности, которая позволит Соединенным Штатам Америки не выходить полностью из Договора по ПРО. На встрече с г-ном Путиным в Шанхае в прошлом месяце г-н Буш-младший воздержался от объявления конечного срока для выхода США из Договора по ПРО. После этой встречи оба лидера с вдохновением говорили о возможности "договориться" по данному вопросу.
Важной составной частью нового взаимопонимания с Россией станет соглашение относительно уровней стратегических наступательных вооружений сторон. В ходе своей избирательной кампании г-н Буш-младший 23 мая 2000 года заявил, что будет добиваться сокращения числа ядерных боезарядов на стратегических носителях до минимального уровня, "сопоставимого с потребностями нашей национальной безопасности, с учетом наших обязательств перед союзниками". Ныне предусматриваемые сокращения стратегических наступательных вооружений будут претворятся в жизнь на протяжении длительного периода времени, отчасти потому, что у русских не хватает денег для дорогостоящего демонтажа и уничтожения МБР и БРПЛ, а также недостаточно складских емкостей для хранения оружейного урана и плутония, который будет извлечен из боезарядов. По условиям Договора СНВ-2, не планируется сокращать число стратегических ядерных боезарядов до уровня 3000-3500 единиц раньше, чем к концу 2007 года.
"Мы уже приступили к сокращению, демонтировав первые из 50 МБР "Peacekeeper", каждая из которых несет 10 ядерных боеголовок, и уменьшив число атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) системы "Trident" в боевом составе ВМС с 18 до 14 единиц, - сказал один официальный представитель США, имеющий отношение к программе в области ядерного оружия. - Вопрос в том, как быстро нам следует двигаться в этом направлении, учитывая, что россияне будут сокращаться гораздо более медленными темпами".