24 сентября в Кремле Владимир Путин (Vladimir Poutine) принимал духовных лидеров мусульманских общин России.
Гладко выбритое лицо и позолоченые очки 29-летнего имама Шамиля Аляутдинова (Chamil,Aliootdinov) свидетельствовали о его исключительной выдержке. После 7 лет обучения в Египте, в каирском университете Аль-Азар, он приступил к выполнению своих обязанностей в мечети на Поклонной горе - небольшом здании из красного кирпича. Возведенная в сентябре 1997 г., эта мечеть одна из самых новых, а всего их в Москве (по официальным подсчетам) - пять. Поддержка антитеррористической кампании Соединенных Штатов, выраженная Владимиром Путиным (Vladimir Poutine), вызвала у имама один лишь короткий комментарий: "Реакция президента России вполне корректна, так как он ограничил участие России только предоставлением гуманитарной помощи". Минуту спустя, имам процитировал слова одного исламского теолога: "С Божьей помощью, я постараюсь удалиться от Сатаны, и от политики". Один из иерархов мусульманского сообщества, официальный Талгат Таджуддин (Talgat Tadjuddine), 53 лет, носящий титул "высшего муфтия" России, не отважился открыто критиковать решение главы Государства. Однако он подчеркнул: "США столкнулись с теми же проблемами, что и Фараон: гордыня и амбиции править миром, но только Всевышний способен на это. Ставить себя выше Него - высшая степень надменности". Сравнение с Фараоном не было таким уж безобидным: убийца президента Египта Ануaр эль Садата (Anouar el-Sadate) прибег к точно такому же сравнению, чтобы объяснить свой поступок. Более прямо высказался муфтий Нафигула Аширов (Nafigulla Achirov), духовный представитель мусульман Дальнего Востока: он расценил бомбардировки Афганистана как "террористический акт". Среди молодых мусульман, находящихся на стадии утверждения в вере, осуждение действий Америки было единодушным: "Американская власть преступна, как и политика Кремля в отношении Чечни, - выразил свой протест Руслан (Rouslan), студент Института Ислама в Москве - кем бы ни были они, афганцами, палестинцами или чеченцами - в любом случае - идет убийство мусульман".
14 октября в столице Татарстана Казани - одной из семи республик, в которых большинство населения составляют мусульмане, нашедшие прибежище в России - более 2000 человек собрались почтить память защитников города Казани, погибших в бою с войсками Ивана Грозного. Символично, что были преданы огню географические карты, свидетельствующие о завоевании Татарии, в то время как группа ораторов прокламировала независимость и требовала создания народного фронта для "ликвидации колониальной вертикали российской власти". В этой атмосфере, один из руководителей националистов Общественного татарского центра сообщил о добровольцах, готовых прийти на помощь Афганистану "в борьбе против американской агрессии". Однако, волжских мусульман обычно называют "плохими верующими, сильно обмирщенными", как заявил один московский интеллектуал, который с презрением отнесся к этой акции, "предназначенной лишь для того, чтобы вытребовать больше уступок от центральной власти". Отмечают, что Казань собирается переходить на латинский алфавит, чему Москва живейшим образом возражает.
Демографическая логика.
Уже давно и гораздо раньше начала второй Чечнской кампании, российское руководство демонизирует "вахабитов" - общий термин, которым принято называть не только полевых командиров, таких как Шамиль Басаев (Chamil Basaev)и Хаттаб (Khattab), радикальных проповедников, прибывших из Саудовской Аравии и других стран, но также и местных мусульман, которые отказываются исповедовать ислам под контролем властей. Эта пропаганда имеет последствием то, что у большинства русских выработалось предвзятое отношение к исламу. Член ученого совета Фонда Карнеги в Москве, исследователь Алексей Малашенко (Alexei Malachenko) приводит результаты опроса, проведенного в 1992 г. в Москве. На тот период у 17% жителей столицы сложился отрицательный образ ислама. К концу десятилетия, такой ответ был получен уже от 80% опрошенных молодых москвичей. С другой стороны, в то время как политологи хором восхваляют поворот Владимира Путина в сторону Вашингтона, прикидывая, какие плюсы Россия может из этого извлечь, население не спешит склонится в пользу этого мнения. В начале октября опрос ВЦИОМ (Центр изучения общественного мнения) показал, что лишь 20% граждан страны, поддерживают акцию возмездия Соединенных штатов. Среди мусульман России разрыв еще более явный, по мере того как связь по вероисповеданию вызывает в их среде антиамериканские настроения. Хейдар Джемаль (Heidar Djemal), глава Исламского комитета, что в результате терактов американские власти " создают Государство фашистского типа" которое представляет угрозу всему миру. Что касается Владимира Путина (Vladimir Poutine), "он изменил идее могущества России".
Амбициозный депутат Гос. Думы тридцатидвухлетний Абдул-Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov), заявляющий о своем татарском происхождении, тогда как злые языки говорят что он наполовину русский - оспаривает причастность Усамы Бен Ладена (Ousama Ben Laden) к терактам 11 сентября: "Нет доказательств. И даже если бы Бен Ладен (Ben Laden) был суперменом, способным организовать эту операцию из какой-то афганской пещеры, это бы вовсе не означало, что ислам несет ответственность за теракты". В порыве горячности он говорит об "исламофобии" западных христианских стран, он настаивает, что "они сами нарушают права человека, гарантами которых представляются". В его глазах, развитые страны испытывают страх при виде увеличения мощи исламского мира на планете: "Ни одна из стран не хочет поступаться достигнутыми позициями, будь то политические или экономические. Но это должно будет произойти, так как мусульманские страны займут в мире свое место". Член организации Рефах - лояльного исламского политического объединения, появившегося в 1999 г. под эгидой президентской партии "Единство", - Абдул-Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov) несколько месяцев назад принял участие в создании движения Евразия.Само название, к которому так расположен Владимир Путин (Vladimir Poutine), одно несет в себе программу: избавить Россию от "комплекса заднего двора Европы" оставаясь в согласии с ее самощущением связующего звена между многими цивилизациями - западной, исламской и азиатской. Электорат? Сообщество мусульман России.
В столице обретается около 1.5 миллиона правоверных.
Уже не первые политики с большими амбициями пляшут вокруг Кремля в попытке объединить нацию по принципу вероисповедания, но не однородного, различающегося по своему культу, происхождению, традициям, памяти. Первой попыткой было создание в 1990 году Партии исламского возрождения, попытка имела продолжение в 1995 году, когда возник союз мусульман России. Постоянство этих попыток недвусмысленно указывает на цель служителей Пророка, которые были погружены в долгую советскую ночь, отмеченную идеологией атеизма, репрессиями, депортациями, разрушением очагов культа. Известия объявили на днях, что в РФ проживает около 13 миллионов мусульман, что составляет 9% населения. По мнению экспертов, их число составляет до 20 миллионов, цифра, которую представители мусульманского сообщества доводят до 30. Абдул Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov) говорит о 22 миллионах, не считая сотен тысяч беженцев с территорий бывших советских республик, которые чаще всего избегают регистрации. В самой столице, уточняет Алексей Мелашенко (Alexei Melachenko), один из русских специалистов по исламу, проживают до 1.5. миллионов правоверных. Ниязов (Niazov) говорит, что эта цифра превосходит 2 миллиона, то есть, что каждый шестой москвич - мусульманин - эта статистика намного превышает официальную.
Число мусульман в будущем будет только увеличиваться. По логике демографии. Если в целом федерация испытывает глобальное сокращение численности населения - смертность превышает рождаемость - то в регионы с исламским большинством рождаемость очень высока. "Учитывая этот фактор и миграцию населения из Центральной Азии и Южного Кавказа, можно сказать, что через четверть века треть населения России составят мусульмане", с апломбом предсказывает Ниязов (Niazov). Имам Иркутска, в Восточной Сибири" объявил, что в его регионе, с притоком эмигрантов таджиков и азери, насчитывается сегодня около 100 000 правоверных, множество, намного превосходящее возможности четырех существующих мечетей.
Вахабизм -навязчивая идея.
К тому же ислам принимает верующих других исповеданий. Одним из громких обращений было обращение Вячеслава Полозина (Viacheslav Polosine), интеллектуала, ставшего православным священником в 1983 г. Вдохновленный в начале 90-х годов принятием закона о свободе совести, Полозин (Polosine) стал общественным деятелем. В 1995 году он вместе с супругой принял ислам, который считает подлинным монотеизмом, в противоположность своей родной Церкви, слишком сильно затронутой "языческими заимствованиями прошлого".
Такое обращение чаще всего затрагивающее молодых людей, происходит без сомнения, "на территориях с мусульманским населением, где этнические русские очевидно выпадают из мусульманской жизни", - замечает Дмитрий Глинский-Васильев (Dmitri Glinski-Vassiliev), исследователь из ИМЕМО (Института мировой экономикии международных отношений). В поисках материальной или психологической поддержки они обращаются к мусульманской общине, которая становится их последним прибежищем. Заметьте, один этнический русский стал у истоков распространения ислама в Карелии, республике, граничащей с Финляндией, в которой ислам в начале 90-х годов практически отсутствовал. "В Омске семь человек недавно обратились в ислам", - бросил замечание Ниязов (Niazov). "Периодически я принимаю у себя кандидатов на обращение", - признался имам Аляутдинов (Aliautdinov). В большинстве регионов, включая Дальний Восток, и даже в таких бастионов ортодоксии как Сергиев Посад - исламские представители требуют разрешения на постройку мест служения, что не проходит без конфронтации с местными властями, особенно если минареты выше церковных маковок.
"Москва была и остается для православных святым городом.. Она - Третий Рим, а не Вторая Мекка".
В 1998 году в РФ насчитывалось уже более 7000 мечетей, значительный прогресс по сравнению с несколькими дюжинами мечетей на заре перестройки. Примерно 8 из 10 располагают начальной коранической школой для детей. Более сотни мадрасов были открыты, так же как и около десятка институтов ислама. С помощью финансовой поддержки благотворительных организаций стран Персидского залива, в том числе и из обвиняемых властями, Турции и Ирана. Православная Церковь наблюдает за этим феноменом с нескрываемым раздражением. Священник церкви Михаила Архангела в Москве, отец Георгий (frere Georgui) произносит гневные филиппики по поводу закладки исламского культурного центра по соседству: " Для православных Москва всегда была Святым Городом┘ Она - Третий Рим, а не Вторая Мекка".
Эти проявления нетерпимости ранят мусульман, убежденных в том, что Ислам - без сомнения вторая религия России после Православия, но и первый монотеизм, появившийся на территории будущих империй русских царей. В 642 году, двадцать лет спустя после основания ислама Пророком, арабы обосновались на севере Кавказа в Дагестане. С IX-го века ислам распространился в регионе между Волгой и Уралом - на территории современного Татарстана и Башкортостана. Русские земли находились под игом монгольских завоевателей десятки лет, когда Золотая Орда приняла ислам. Ее владычество продлилось еще около двух столетий, оставив глубокую рану в истории Святой Руси. Как бы то ни было, когда представители патриархата без обиняков свели вероисповедание в России к христианскому, когда в преамбуле закона о свободе совести 1997 года, составленном под давлением Церкви, утверждалась "особая роль ортодоксии в истории России", многие мусульмане возмутились. Минтимер Шаймиев, сильный президент Татарстана, который железной рукой поддерживает мир между конфессиями и этносами в своей республике, отметил, что постоянное появление иерархов ортодоксии на официальных мероприятиях указывает на слепоту властей: "Публика замечает, что мусульманских сановников видно гораздо реже. Было бы желательно достигнуть баланса в столь существенном вопросе".
По правде сказать, не упускает случая поздравить мусульманское собщество с праздником жертвоприношений Аид, больше известном в России под турецким названием Курбам Байрам. Чечено -кавказская идея-фикс главы Государства, который по своему желанию смешивает сепаратистов Грозного и исламских террористов, объясняется тем, что он хочет взять под контроль сообщество мусульман. Его задача облегчается тем, что сообщество не представлено никакой централизованной властью, даже в регионе своего традиционного укоренения, на Волге и Кавказе. С одной стороны есть вероисповедание по анафитскому обряду, наиболее умеренной из четырех суннитских школ, сильно смешанной по своим обычаям и скорее светской - все это по простой причине, что большинство местных муфтиев обладает лишь приблизительным знанием о Коране и сунны. С другой стороны, есть вотчина братства суфиев, ставшее в годы депортации мощным ориентиром для общин. "В 1988 году, когда я был послан в Ал-Ажар, вспоминает имам Шамиль Аляутдинов (Chamil Aliautdinov), я был там с одним дагестанцем. К моему удивлению, он знал арабский язык, поскольку на Кавказе при СССР, продолжали тайно учить".
Узкое пространство для маневра.
Кто были собеседники Владимира Путина? Муфтий Талгат Таджудин (Talgat Tadjuddine), противники которого не упускают возможности вспомнить, что в 1980 году он был назначен КГБ главой Совета мусульман Европейской части России и Сибири. Его главный соперник, Равиль Ганутдин (Ravil Ganutdine), председатель Совета муфтиев козыряет тем, что тот все еще не выбрался из раковины советского мышления. "Он ведет дела с большим мастерством". - замечает имам Шамиль Аляутдинов (Chamil Aliautdinov), но, "по неписаному правилу, не теологи должны искать встречи с властями, а наоборот".
Некоторые эксперты, такие как Дмитрий Макаров (Dmitri Makarov), считают, что такое разделение, плюс коррупция, царящая в сердце официального ислама, "создают благоприятную почву для экспансии вахабизма". Другие обвиняют муфтиев в недостатке образования, по факту, за отсутствием мест, где можно получить образование, большое число молодежи получают его на Среднем Востоке┘ Когда они возвращаются в Россию, то горят желанием учить "подлинному исламу". Что они видят перед собой: низкопоклонство официальных представителей перед государством. Их реакция проста, поясняет эксперт: "они становятся радикалами, как всякий, кто ищет истинной веры".
Русский востоковед Александр Игнатенко (Alexandr Ihnatenko)предупреждает: "Русский двуглавый орел смотрит сразу и на Европу и на Азию, но он не способен увидеть то, что происходит перед ним, на юге его собственной страны. Парадоксально, несмотря на интенсивную кремлевскую пропаганду, исламский экстремизм представляет наибольшую опасность вовсе не в Чечне, а в Дагестане, этой "горе языков", где живет до 40 этнических групп, ревностно относящихся к своим особенностям. Не взирая на экономический маразм, республика установила рекорд по постройке мечетей. Иностранные "миссионеры" предоставляют свои фонды и распространяют литературу. В 1999 г. три деревни, организованные в княжество, стали жить по законам шариата. Дмитрий Макаров (Dmitri Makarov) обеспокоен быстротой распространения радикального течения в Республиках Северного Кавказа и в Татарстане. Единственное средство, которым располагают власти, чтобы избежать этой опасности, - разыграть карту "постоянного диалога", - добавляет Алексей Мaлашенко (Aleksei Melashenko). Но готовы ли они? Некоторое время назад Талгат Таджудин (Talgat Tadjuddine), кричал о том, что один посланный в Россию пакистанец пытался возбудить против "Неверной России" мусульман в одной из мечетей Башкирии. Обещая помощь оружием и деньгами.
Таким образом, не располагает ли Владимир Путин (Vladimir Poutine) лишь узкой полосой для маневра? Если он склонится слишком сильно в сторону США, то тогда не только военные и элита могут за ним не последовать, но и радикалы русского ислама могут однажды заявить о себе.