Вашингтон, 1 ноября 2001 года. Не только политики и ученые, но и сами американские военные все сильнее критикуют стратегию США в Афганистане. Ряд высокопоставленных военных из Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.), которые принимали участие в разработке стратегии (войны в Афганистане - прим. пер.), говорят, что Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) упустил на раннем этапе возможность оказать помощь оппозиционным силам внутри Афганистана. Вместо того чтобы бомбить оставленные террористами лагеря, Соединенным Штатам следовало бы с самого начала воздушной кампании (7 октября) наносить удары по войскам правящего в Кабуле режима талибов.
Эти официальные лица также заявили, что органы военного планирования предусмотрели использование слишком малочисленных групп из состава войск специального назначения армии США для разведки целей на территории Афганистана. Эти военные высказывают симпатии взглядам заместителя министра обороны США Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) и других гражданских политиков, которые в спорах внутри администрации доказывали необходимость установления тесных военных связей с находящимися в оппозиции к талибам силами Северного альянса. Они хотят, чтобы Соединенные Штаты полностью вооружили и оснастили повстанцев и активно использовали их для помощи американским войскам в деле отыскания труднообнаруживаемых целей для американских бомбардировщиков и штурмовиков.
Один из офицеров Пентагона, который, как и остальные согласился высказаться только на условиях полной анонимности, утверждает, что Объединенный штаб, в обязанности которого входит разработка стратегии для утверждения Комитетом начальников штабов вооруженных сил США, ошибочно полагал, что одной только воздушной мощи будет достаточно, чтобы сместить режим талибов. Он ссылается на первоначальные заявления Пентагона, что бомбежки "подорвали" военную мощь движения "Талибан" (в дальнейшем это заявление было военными отозвано). "Мы можем помешать им проводить операции, - сказал этот офицер. - Но мы не можем заставить их уйти. Фактически наши действия до сегодняшнего дня в основном убедили людей в третьем мире, что нас можно побеждать в бою┘ Нам пора снять шоры и начать посылать в Афганистан войска в таких количествах, которые позволят нам выиграть эту войну".
Тем не менее, как заметил один из военачальников, несколько генералов и адмиралов в Пентагоне были "удивлены", что после трех недель воздушных бомбардировок талибы продолжают упорно удерживать ключевой город Мазари-Шариф и столицу Кабул. "Мы поразили множество целей, но нам не удается заставить талибов оставить обороняемые позиции, - сказал этот военачальник. - Мы не сумели проделать брешь, в которую могли бы устремиться силы Северного альянса. Талибы - значительно более серьезный противник, чем мы думали. Американские стратеги полагали, что им удастся достичь куда более серьезных успехов. Они удивлены, но по-прежнему полны решимости".
Назначенный командовать созданной для действий в Афганистане объединенной группировкой вооруженных сил США и Великобритании генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks), как говорят, выражает глубокий пессимизм относительно установления тесных военных связей с Северным альянсом. Официальные лица сообщили, что он доказывал, что не его солдаты, а Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США должно проделать основную работу по модернизации повстанческой армии, точно так же, как ЦРУ помогало афганским моджахедам воевать против России в 80-х годах.
Этот четырехзвездный генерал (в американской армии четыре звезды на погонах носит "генерал от инфантерии", что примерно соответствует званию "генерал-полковник" в российской армии - прим. пер.) на прошлой неделе впервые встречался с лидерами афганской оппозиции, когда находился в визитом в Узбекистане, который является новым стратегическим союзником США. Но его комментарии репортерам после встречи указывают на то, что его план военной кампании не обязательно учитывает потенциальные потребности повстанцев. "Мы приняли решение, - сказал генерал репортерам, -что будем добиваться своих главных целей и удерживать общую инициативу вместо того, чтобы решать специфические задачи в конкретных районах, что было бы очень похожим на прежние войны, но непохожим на нынешнюю".
Один высокопоставленный представитель американской администрации сказал, что оперативные работники ЦРУ в северных районах Афганистана сталкиваются с трудностями при вербовке агентов, которые могли бы дать жизненно необходимую информацию о террористической организации "Аль-Каида" и ее покровителе- движении "Талибан". Этот источник сообщил, что Пентагон одобрил переподчинение ЦРУ некоторых военнослужащих войск специального назначения армии США в основном для осуществления вербовочной работы. "ЦРУ демонстрирует слабость, возникшую вследствие того, что оно многие годы не работало в стране, - сказал этот представитель. - Им приходится арендовать спецназовцев, парней из отряда 'Дельта'".
ЦРУ имеет обычай не сообщать о своих операциях, но известно, что в этом регионе его люди действуют рука об руку с американскими "коммандос" ("коммандо" - военнослужащий десантного разведывательно-диверсионного подразделения в ряде армий мира - прим. пер.). Представитель по связям с общественностью Центрального командования (CENTCOM) вооруженных сил США, которым командует генерал Фрэнкс, сказал, что его командование не комментирует нынешние или будущие операции.
К разногласиям внутри военного ведомства присовокупились опасения, которые выражает государственный департамент США. Дипломаты высказали озабоченность, что партнерство между американо-английской стороной и Северным альянсом приведет к отчуждению Пакистана, главного союзника США и Великобритании, который считает Северный альянс непредсказуемым соседом.
Результатом всех этих внутренних распрей, говорят те, кто не согласен с политикой Пентагона, является отсутствие единого подхода в вопросе о том, как тесно следует сотрудничать с Северным альянсом - этой армией оборванцев, в которой воюют представители нескольких этнических группировок, которых талибы в 1996 году прогнали от власти. Источники в Пентагоне утверждают, что тот факт, что потребовались три недели воздушных бомбардировок, чтобы администрация приняла решение помогать альянсу, да и то в ограниченных размерах - только боеприпасами - является прямым результатом бюрократических стычек. Один из чиновников сказал: Нам следовало бы начать взаимодействовать с Северным альянсом уже 12 сентября". Он имел в виду следующий день после нападений террористов на Всемирный торговый центр (ВТЦ) в Нью-Йорке и Пентагон. Следует укреплять Северный альянс двумя способами, продолжал он. В политическом плане он должен быть расширен. Он должен получить более широкую возможность рекрутировать новые силы. И его необходимо вооружить более совершенным оружием и военной техникой, а вот это мне лично представляется настоящей проблемой. Если Северный альянс нам нужен, то почему только на этой неделе я впервые услышал, что мы пытаемся помочь им боеприпасами?".
В своих публичных речах г-н Рамсфельд не уделяет внимания слухам, которые распространяются в здании, где он является главным. "Все идет по плану", - сказал он репортерам. Он предостерег, что война с целью уничтожения талибов и террористов из организации Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) "Аль-Каида" не будет скорой. Другие официальные лица США в ходе последних интервью сделали следующие замечания:
- Генерал Фрэнкс допустил некоторые ошибки в выборе целей для ударов; ему следовало бы проигнорировать оставленные лагеря подготовки террористов и использовать тяжелые бомбардировщики для ударов по позициям талибов, обороняющих столицу Кабул и северный город Мазари-Шариф.
- Г-н Рамсфельд на пресс-конференции на этой неделе изо всех сил пытался привлечь внимание к тому, что во время воздушных налетов во вторник наносились удары почти исключительно по войскам талибов на линии фронта. Он указал, например, что сегодня было запланировано выделить 80% авиации для ударов по войскам талибов на переднем крае, тогда как ранее выделялось 50%.
- В последние две недели, когда противник укрывается в пещерах и тоннелях, для отыскания целей для ударов по талибам с воздуха потребовалось ввести на территорию Афганистана подразделения войск специального назначения. Однако, как заявляют два высокопоставленных официальных представителя США, слишком мало "коммандос" участвует в решении этой задачи внутри страны. "Они могли бы делать гораздо больше", - сказал один из этих официальных лиц.
И все же многие политические советники Пентагона считают, что война идет хорошо. Один высокий военный чин сказал: " Я думаю, за эти три недели мы добились достаточно хороших результатов". У генерала Фрэнкса, кадрового артиллериста, мало возможностей для ведения воздушной войны. Большинство самолетовылетов приходится на палубную авиацию военно-морских сил (ВМС) США, которая действует с авианосцев, курсирующих у побережья Пакистана. Дальние бомбардировщики военно-воздушных сил (ВВС) США должны вылетать на задания с баз на территории Североамериканского континента или с базы на о. Диего-Гарсия в Индийском океане. Вашингтону не удалось добиться права на осуществление боевых операций с территории какой-либо соседней с Афганистаном страны, а это значит, что те немногие истребители-бомбардировщики ВВС, которые принимают участие в воздушных налетах на Афганистан, должны преодолевать сотни миль (1 морская, или воздушная, миля = 1, 853 км) до цели, действуя из района Персидского залива.
Г-н Рамсфельд утверждает, что его не удастся принудить быстро перейти к следующему этапу войны - длительной кампании войск специального назначения по уничтожению талибов и террористов "Аль-Каиды" на земле. Те, кто сегодня предлагает нам интенсифицировать наземные операции, сказал он, не понимают или недостаточно знают о тех усилиях, которые мы прилагаем".